Игры с песком

Консультация для воспитателей 
«Игры с песком, как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями в обучении»

                                 10475017

         Очень эффективной методикой развития мелкой моторики является методика рисования песком. В младшем  дошкольном возрасте наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производил движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощало  изображение  и передачи формы предмета. Предлагаю вам простые игры, которые можно проводить с ребенком самостеятельно:
 «Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию
«Чудовище на острове». Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.
«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.
«Грустное дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или потеряли свою листву. Не будьте категоричны, не спешите опровергать неправильность изображения. Главное, чтобы ребенок привык искать в видимых формах предметов и явлений выражение какого-то характера, какого-то настроения.
«Лист-путешественник». На чистое стекло насыпать песок по форме листа березы (дуба, рябины и т.д.), обвести по контуру песка пальцем и присыпать его слегка песком – запылился. Можно изобразить его изогнутым – подсох и покоробился.
«Мой веселый звонкий мяч». Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.
«Парусник». По насыпанному песку очертить горизонт, восход солнца из-за горизонта, парусник, паруса – квадраты, волны перекатываются под парусником, слышен крик чаек. Пусть ребенок попытается придумать подходящую комбинацию: а) на паруснике плывут мирные и доброжелательные люди; б) на паруснике неприятели – пираты.
«В гостях у Мурки».
а)  Послушайте дети, кто-то жалобно кричит «мяу». Давайте впустим кошку. Кошка какая (пушистая, усатая, теплая и т.д.)? Спросим, что случилось. Кошка заблудилась, все дорожки замело. (Подошли к ящику с песком). А где живет кошка? Здесь портрет кошки, значит в этом доме живет кошка. А как добраться до дома? Нужно расчистить дорожку к дому (Оля пальчиком рисует прямую линию – дорожку). А рядом Алеша нарисует зигзагом дорожку. По какой дорожке кошка быстрее доберется до своего дома – по длинной или по короткой? Конечно по короткой.
б) Вот кошка пришла к дому. Она потеряла ключ (плачет). Надо найти ключик (дети погружают руки в песок и ищут ключик), находят. Теперь можем открывать дверь. Давайте скажем: «ок-ок-ок- открывайся замок!».
в) К ней спешат гости:
                                        Хожу в пушистой шубе,
                                        Живу в густом лесу,
                                        В дубле на старом дубе
                                        Орешки я грызу (белка).
                            Отгадывают и ставят в песочницу.
                                         По лесу скачет,
                                         Ушки прячет.
                                         Встанет столбом –
                                         Ушки торчком (Заяц).
                            Отгадывают и ставят в песочницу.
                                         Ползун ползет.
                                         Иголки везет (ежик).
                            Отгадывают и ставят в песочницу.
                                         Всех зверей она хитрей,
                                         Шубка рыжая на ней.
                                         Пушистый хвост ее краса.
                                         Это рыжая … (лиса).
                            Отгадывают и ставят в песочницу.
     Посмотрите, кошка улыбается, ей очень радостно, что у нее много гостей.

                       8726941ee6ce
 Важно вызвать активность и желание овладеть действием. Известно: умения приобретаются путем неоднократного повторения действий, иногда в течение довольно длительного срока, поэтому варьируйте их. Продумывая упражнения, следует помнить, что повторение одних и тех же заданий детям скучно. Всякий раз задачу нужно усложнять, представляя в другом варианте. Тогда каждое занятие не будет простым повторением предыдущего. Например, «Сказочные деревья», «Деревья на участке», «Осенний сквер» ребенок изображает деревья, передавая его строение, но вместе с тем меняется задача.