Информация для педагогических работников

         

Комплекс мероприятий по экономическому воспитанию

«Вернём природе чистоту»

(о значимости раздельного сбора сырья)

1.Театральная постановка «Сказка о мудром Еноте»

2. Экономическая викторина «Что, где, когда?»

3. Творческое конструирование из бросового материала «Прекрасное из ненужного»

4. Спортивный досуг «Кто больше?»

5. Акция « Сбереги дерево – сдай макулатуру»

6. Выставка детских рисунков «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»

7. Дидактическая игра «Заполни свою корзину»

8. Буклеты для родителей «Раздельный сбор макулатуры»

9. Консультация для педагогов «О значимости раздельного сбора  вторичного сырья».

 

 

Тематическая неделя


Тема: Путешествие в страну Экономику
Цель: расширить представления детей по вопросам экономического воспитания
     

Понедельник    

Образовательная область «Ребенок и общество»
Тема: Банк
Программные задачи: более подробно разъяснить детям, что такое «банк» (крупное учреждение); деньги в банке всегда в обороте, их можно снять и вложить; познакомить с такими понятиями «счет», «договор»; формировать экономическое сознание, здоровый интерес к деньгам; развивать интерес к миру взрослых; воспитывать чувство хозяина, желание правильно, экономно тратить деньги.

Образовательная область «Искусство»
Детский дизайн 
Тема: Упаковка для зубной пасты
Программные задачи: формировать экономическое сознание, экономическое мышление; формировать представление о важности упаковки для транспортировки, хранения, спроса на товар; о профессии дизайнера и связи ее с экономикой; формировать интерес к занятиям дизайном; создать условия для свободного экспериментирования с различными художественными материалами; развивать творческие способности; воспитывать ответственное отношение к делу, самостоятельность, аккуратность.    Общение
Беседа на тему: «Что такое семейный бюджет? Как он расходуется?» Цель: формировать представление о доходах и расходах; развивать экономическое мышление.

 

Игра
Дидактическая игра «Конфетки-монетки»

Цель: закреплять представления о составе числа, развивать навык счета, сообразительность.

 

Познавательная практическая деятельность
Рассматривание и сравнение различных упаковок.

Цель: доказать, что внешний вид товара влияет на его продажу; развивать творческое мышление, экономическое сознание.
 

Художественная деятельность
Чтение сказки С. Михалкова «Как старик корову продавал»

Цель: обсудить как влияет реклама на людей, к чему может привести обман.
 

Лепка
Тема: «Монета сказочной страны»
Цель: развивать фантазию, умение реализовывать свой замысел.     
  
      
                                                                 Вторник    

Образовательная область «ЭМП»
Тема: Торговый центр «Ромашка»
Программные задачи: формировать экономическое сознание детей; представление о деньгах, цене; познакомить с вариантами состава числа от 2 до 10 из 1,2,5 (монеты); упражнять в составлении упорядоченного ряда; упр. в узнавании и назывании геометрических фигур; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги; повторить последовательность дней недели; упражнять в решении экономических задач; развивать экономическое мышление, здоровый интерес к деньгам; воспитывать чувство хозяина, желание разумно распоряжаться деньгами, бережливость, расчетливость.
     

Образовательная область «Ребенок и природа»
Тема: Почему нужно беречь воду?
Программные задачи: закрепить знания детей о роли воды в жизни людей, жив.,раст.; о круговороте воды в природе; формировать представления о том, что полезные привычки и навыки в быту на прямую связаны с благосостоянием (бюджетом)семьи; прививать навыки экологически грамотного поведения в быту, научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу; формировать умение заботиться о порядке, чистоте в окружающем пространстве; развивать память, мышление; воспитывать бережливость, экономность.   

Общение
Разговор на тему: «Что такое бюджет государства? На что его тратят?»

Цель: формировать представления детей о налогах, о местах общего пользования (библ., стадион, обществ. транспорт и т. д.), сделать вывод, что чем больше в стране людей работающих, тем богаче страна.


Игра

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Цель: закрепить последовательность действий «продавец»-«покупатель»; воспитывать культуру общения.


Дидактическая игра «Профессии».

Цель: развивать интерес к разнообразным профессиям взрослых.
 

Познавательная практическая деятельность
Экскурсия в банк

Цель: уточнить представления детей о работе банка.

 

Художественная деятельность
Аппликация

Тема: «Пластиковая карточка»
Цель: поощрять старание, аккуратность, проявление творчества, при изготовлении атрибутов к игре.

 

Чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: воспитывать в детях доброту, уважение к людям, желание добиваться всего честным трудом.
         
    
Среда 

Общение
Решение проблемной ситуации «Зачем человеку деньги?

Цель: формировать здоровый интерес к деньгам; понимание, что деньги средство обмена на любой товар, развивать экономическое мышление.
 

Игра

Сюжетно-ролевая игра «Магазин мебели»
Цель: на примере развития сюжета показать экономические отношения: мебельная фабрика-магазин-продавец-покупатель; развивать экономическое мышление.

 

Дидактическая игра «Леди босс»

Цель: развивать мышление, воспитывать желание добиваться успеха.
 

 

Познавательная практическая деятельность
Рассматривание альбома «Деньги разных стран»

Цель: познакомить с денежными единицами разных стран, развивать любознательность.


Художественная деятельность
Показ настольного театра «Три поросенка»
Цель: формировать представление, что только качественно выполненный труд принесет пользу.

 

Дидактическая игра «Закройщик.

"Чем больше вырежешь, тем больше заработаешь"

Цель: развивать умение экономно расходовать материал, смекалку; воспитывать умение сосредоточиться на решении поставленной задачи.
Материал: силуэты шляпки, бантика, ножницы, цветная бумага, клей.       

 

      
                                                                     Чацвер    

Адукацыйная вобласць  

Развіцце маўлення і культура маўленчых зносін”
Тэма: Аб прафесіях
Праграмныя задачы: надалей фарміраваць уменне слухаць і разумець мову выхавальніка, адказваць на пытанні па змесце гутаркі; практыкаваць ва ўменні складаць сказы па малюнках, самастойныя выказванні з 2-3 сказаў з уласнага вопыту; зама-цоўваць і удакладняць слоўнік дзяцей па тэме “Праца дарослых”; практыкаваць у правільным вымаўленні спецыфічна беларускіх гукаў у словах і фразах; развіваць пазнавальныя і моўныя здольнасці; выхоўваць павагу да роднай мовы.

 

Адукацыйная вобласць “Мастацтва”
Дэкаратыўнае маляванне
Тэма: Мой бізнэс. На кірмаш.
Праграмныя задачы: фарміраваць эканамічная мысленне, цікавасць да малога бізнэсу; выхоўваць жаданне атрымліваць грошы за сваю працу; фарміраваць уяўленне, што прыгажосць спрыяе большай каштоўнасці рэчаў; замацоўваць уменне маляваць элементы расліннага і геаметрычнага арнамента; развіваць уменне прапаноўваць (рэкламаваць) свой тавар; выхоўваць стараннасць, працавітасць.
Матэрыял: сілуэты сукенак, фартухоў, рушнікоў, посуду, цацак, фарбы, фламастары, крэйды, алоўкі, грошы.    

 

Зносіны
Гутарка-разважанне “Чаму людзі працуюць на дачы”

Мэта: растлумачыць дзецям, што такое дадатковы прыбытак, выхоўваць жаданне дапамагаць бацькам.
 

Гутарка “Праца-усяму аснова”

Мэта: фарміраваць уменне разважаць, тлумачыць сэнс прыказкі, адказваць на пытанні.


Гульня 
Дыдактычная гульня “Каму што патрэбна да працы?”
Мэта: працягваць знаеміць з прафесіямі, замацоўваць назвы прылад працы.

 

 

Пазнавальная практычная дзейнасць
Экскурсія у прадуктовы магазін

Мэта: назіранне за працай прадаўца, агляд абсталявання магазіна.


Мадэліраванне алгарытму “Ад зярнятка да бохана хлеба”

Мэта: практыкаваць у складанні схем, паўтарыць этапы выраба хлеба, выхоўваць павагу да працы дорослых.

 


Мастацкая дзейнасць
Чытанне верша Э Агняцвет “Хто пачынае дзень?”


Расказванне казкі “Легкі хлеб”

Мэта: фарміраваць уяўленне,што не папрацаваўшы, нічога не атрымаеш.
 

 

Лепка з саленага цеста “Хлеб і батон”

Мэта: заахвочваць прцаваць і вырабляць атрыбуты для гульні.  

 

        
                                                              Пятница    

Образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения» 
Тема: «Надо» и «хочу» в наших семьях
Программные задачи: формировать экономическое сознание, различать смысл понятий «хочу» и «надо»; совершенствовать диалогическую речь, умение составлять рассказ из личного опыта; формировать умение употреблять в речи сложные предложения, трудные формы слов (колгот, носков, ботинок), неизменяемые слова; обогащать словарь детей словами (цена, потребности, семейный бюджет); развивать активную речь; воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности.

 

Образовательная область «Искусство»
Конструирование
Тема: Тендор на строительство дома.
Программные задачи: формировать экономическое сознание детей; объяснить значение новых слов (тендор, конкуренты, фирма); формировать умение конструировать по условию, слаженно действовать (договариваться, обсуждать, распределять обязанности); формировать конструктивные навыки при создании постройки, поощрять проявления творчества, креативность; упражнять в придумывании рекламы; воспитывать честность в борьбе за победу, старательность, трудолюбие.    

 

Общение
Разговор-рассуждение «Труд-продукт-деньги»

Цель: помочь детям понять взаимосвязь понятий, формировать экономическое мышление.


Игра

Сюжетно-ролевая игра «Банк»
Цель: закреплять представление о профессиях взрослых работающих в банке.

 

Дидактическая игра «Рынок»

Цель: формировать экономическое сознание детей, развивать умение обдумывать каждое действие на пути к прибыли.
 

Познавательная практическая деятельность
Рассматривание папки  «Берегоша» 
Цель: формировать представление о том, что первый шаг к экономии семейного бюджета, это экономное отношение в быту к воде, теплу, электричеству.

 

 

Художественная деятельность
Обсуждение сказки Г-Х. Андерсена «Новое платье короля»

Цель: формировать представление о том, что мошенничество и обман недопустимы в бизнесе.
 

Чтение и обсуждение сказок «Есть ли вода на планете Сухоша?», «Кукла и свинья копилка»
 

Рисование коллективное
Тема: Плакат «Берегите воду!»
Цель: формировать умение сообща решать поставленную задачу, развивать творческое воображение.     

 

Образовательная область «Ребенок и общество»

Тема: Экскурсия в банк

Программные задачи: уточнить представления детей о работе банка, о профессиональных обязанностях банковского работника; познакомить с новыми словами (банковский служащий, банкомат, банковский счет, виртуальные деньги, банковская карточка, пин-код), встречающимися в современной жизни и объяснять их значение; с помощью наглядного материала (банковская карта) показать как работает банкомат; развивать интерес к социальной действительности, к взаимоотношениям людей разных профессий, воспитывать уважение к людям разных профессии, культуру поведения в общественных местах.

Наглядный материал: банковская карта

Предварительная работа: Рассказ Т.В. Грековой
В понедельник Саша пришел в школу грустный. На перемене Зоя и Андрюша поинтересовались, что произошло. Саша рассказал, что его очень обидел старший брат, Артемка.
– Не может быть! – воскликнул Андрюша. – Артемка – добрый и справедливый.
– Нет, обидел! – крикнул Саша. Мальчику было досадно, что друзья ему не верят.
– Ладно, не горячись, лучше расскажи все по порядку, – попросила Зоя.
– Это случилось в пятницу, – начал Саша. – Мама оформила Артемке банковскую карточку, чтобы он сам оплачивал свою секцию. Банковская карточка – это такой блестящий пластиковый прямоугольник, которым можно расплачиваться в магазинах или посредством которого можно снимать деньги в банкомате.
– Я знаю, и у моих родителей есть банковские карточки, – перебил Андрюша.
– И у моих тоже, что тут такого? – удивилась Зоя. – Сейчас многие ими пользуются.
– Да вы дослушайте! – воскликнул Саша. – Чтобы снять деньги с такой карточки, надо знать ее пароль – пин-код. Артемка дал мне посмотреть свою карточку, мы вместе сходили в банкомат и проверили, как она работает. А вот свой пин-код он мне наотрез отказался говорить. Сказал, что это секрет. И это очень обидно. Понимаете, раньше мы с ним всеми секретами делились, я ему первому сказал, что случайно разбил мамину чашку, когда это случилось, а он мне по секрету рассказывал, какая девочка в классе ему нравится. А теперь он мне не доверяет. Почему?
Ребята не успели договорить, как зазвенел звонок, и друзья побежали в класс.
После уроков по дороге домой Артемка сказал Саше:
– Знаешь, твои друзья, Андрюша и Зоя, рассказали, что ты на меня обижен. Пойдем со мной.
И они зашли в банк.
– Смотри внимательно, Саша, на мужчину у банкомата. Он встал так, чтобы никто не видел, какие именно кнопки он нажимает на панели, а люди в очереди стоят немного поотдаль от него. Как ты думаешь, зачем?
– Мужчина не хочет, чтобы кто-нибудь увидел пин-код, который он набирает, – догадался Саша. – О, смотри, а женщина даже закрывает цифры рукой!
– Правильно, – сказал Артемка, – потому что есть воришки, которые могут узнать пин-код и украсть твою банковскую карточку. И именно поэтому никому нельзя говорить свой пин-код  даже по секрету, надо его выучить, а бумажку, с записанным пин-кодом на всякий случай хранить в надежном месте.
– То есть пин-код – это секрет для всех, – уточнил Саша.
– Верно, – подтвердил Артемка. – И когда у тебя будет банковская карточка, у тебя тоже будет свой секрет. Но я надеюсь, что это единственные секреты, которые у нас будут друг от друга, согласен?
– Конечно, – улыбнулся Саша.
Воспитатель: Вот такая современная сказка. Нам были интересны сказки про Золушку, Кота в сапогах, но появляются сказки про банковские карточки, про виртуальные деньги. Сегодня мы с вами сходим в банк, но не для того, чтобы полюбоваться зданием банка, а посмотреть, как он выглядит внутри. Мы постараемся показать, как работает банковский автомат и как пользоваться банковской карточкой, а заодно узнаем, для чего нужны сберегательные книжки. Это не книжки для чтения детям на ночь.

Содержание экскурсии:

Воспитатель: Мы подошли к зданию банка. Вы, вероятно, приходили сюда с родителями, чтобы снять или положить деньги ( ответы детей)
   Существует немало способов копить деньги. Можно просто спрятать их где-нибудь в комнате, закопать в саду или попросить приятеля хранить ваши деньги у себя, чтобы вы не потратили. Но ни один из этих способов нельзя считать по-настоящему надежным. В комнате деньги могут потеряться среди вещей, особенно если вы нечасто наводите порядок. Ваша собака, подумав, что вы закапываете в саду кость, может выкопать ваш клад. А приятель может распорядиться вашими деньгами как своими и все истратить.
   Банк -это место для хранения денег. Банк хранит ваши деньги и готов вернуть их вам в любой момент, когда они вам понадобятся.
   Вот как это работает. Вы поручаете банку хранить деньги на вашем личном счете. У счета есть номер, т.е. имя из цифр. Сбережения каждого человека хранятся на отдельном счете.
    Но вы знаете, что большие деньги не хранятся в банке. В банке находятся только те деньги, которые накапливаются в течение дня. Эти деньги и могут выдать человеку, если это не очень много. Но для того, чтобы получить большую сумму, надо просто заказать, а через неделю можно подойти и получить.
Сейчас мы попробуем снять деньги со счёта. Вот, посмотрите, стоит банковский автомат. Специальный человек наполняет этот автомат деньгами, А люди с банковскими карточками снимают свои деньги. Я вставляю свою карточку в автомат, ввожу пин-код, и автомат выдаёт мне нужную сумму. Можно подать свою карточку  в окошечко, набрать пин-код и человек в окошечке,  выдаст деньги. Вот так работает банк. И не надо прятать, закапывать деньги в огороде.  Банк немного похож на библиотеку, только в библиотеке хранятся книги, а в банке деньги. Прийти в банк может любой взрослый человек, заказать карточку, открыть счет. Главное условие – это трудиться и получать зарплату. Обратите внимание на то, как ведут себя клиенты банка и как с ними общаются служащие банка. Вот такая у нас была необычная экскурсия, во время которой мы узнали немного из жизни взрослых.

 

                        Картотека дидактических  игр по экономическому воспитанию
                        
    1. «Кто что делает?”

 Цель: расширять представления детей о профессиях и трудовых действиях; воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: карточки с изображением профессий (продавец, повар, кассир, художник, банкир). Изображение трудовых действий (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание: ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
 
 
   2. «Назови профессии»
 
Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитывать интерес к людям разных профессий.

Материал: цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Содержание: ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
 
 

3. «Кто трудится, кто играет»
 
Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).

Материал: набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание: у каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).
 
 
«Какие бывают доходы?»
Цель: уточнить представления детей об основных и дополнительных доходах; упражнять в самостоятельном определении видов доходов (основные и дополнительные).

Материал: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), занятия ремеслом, дающие дополнительный доход.

Содержание: дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
 
«Товарный поезд»
Цель: закрепить представления детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Материал: карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

Содержание: дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.
Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д.


«Маршруты товаров»
Цель: развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)

Материал: картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. д.

Содержание: каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.

 

«Угадай, где продаются»
 Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Материал: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.
Содержание: дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.


«Магазин игрушек»
Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал из которого он сделан, место производства, цену (стоимость).

Материал: разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Содержание: прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

 
 «Что быстрее купят?»
Цель: развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).

Содержание: ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

 

 «Что и когда лучше продавать?»
Цель: закрепить представления детей о спросе (потребности) на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

Материал: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

Содержание: дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например:  панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. - в «летний» магазин.  Шубу, шапки, варежки – в «зимний».

 
 «Домино»
Цель: закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.

Материал: карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.

Содержание: правила игры – общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки…..
Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.


 «Что дешевле?»
Цель: формировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

Материал: карточки с изображением разных предметов, ценники.

Содержание: сначала дети подбирают предметы товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

 
«Назови монету” 
Цель: расширять представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.

Материал: сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.

Содержание: дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Ппноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют  динарами и т. д.


 
 «Кому что подарим?»

Цель: развивать умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.
Материал: карточки - картинки  на которых изображены: машины, куклы, мяч, щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок, бантик и др.

Содержание: воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика Алеши и девочки Ирины. Предлагает рассмотреть карточки – картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения, выбрать понравившиеся и подарить Алеше и Ирине. Дети подбирают карточки и рассказывают, кому, что и зачем они дарят.
Вариант. Дети дарят подарки героям мультфильмов, сказок.


 «Какое слово лишнее?» 
Цель: развивать умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.

Материал: карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний.
Рубль, Франк, марка (в монетах), рубль (банкнота).
Кофта, машина, кольцо, солнце.
Магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом.
Цена, товар, деньги, ночь.

Содержание: ребенку предлагаются четыре картинки с изображенными на них определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.

 
 «Наоборот»
Цель: научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.

Материал: подбор слов (дорого – дешево, ленивый – трудолюбивый, экспорт – импорт, много – мало, покупатель – продавец и т. д.)

Содержание: воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.
 

 «Продолжи предложение»
Цель: развивать умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа.

Материал: картинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т. д.

Содержание: взрослый сообщает условия игры. В каждом предложении «живут» экослова: покупатель, продавец, деньги, покупка, цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым:
- Мне понравилась игрушка в магазине….
- Муха-цокотуха покупала на рынке самовар….


 «Какие бывают расходы»
Цель: показать детям, что расходы бывают обязательные(основные) и необязательные (не основные).
Материал: модель «Расходы», карточки с изображением предметов, символизирующих основные и не основные расходы (мебель, одежда, продукты, питания, свет, газ, игрушки, книги, карточки белого и красного цвета                                                                                                                             

Содержание: ведущий показывает картинку с изображением какого-либо предмета, дети поднимают карточку того цвета каким он считает предмет по степени необходимости. Вариант 2: детям раздаются предметные картинки, карточки определенного цвета раздаются двум детям. По сигналу воспитателя дети становятся вокруг ребенка необходимого по их мнению цвета.

 

«Маленькие покупки»
Цель: показать, что каждая вещь стоит денег, сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.                                                          
Материал: картинки с изображением различных предметов(товаров), ценники, деньги.
 Содержание: дети выбирают товар, соотносят цену с имеющимися у них деньгами, делают покупки по заданию ведущего:
 -Покупка только одного предмета(товара). 
-Покупает сразу несколько товаров.(спрос не превышает предложение).
-Покупатель сравнивает товары по стоимости(дороже, дешевле, одинаковые по цене). 

 

«Интересные покупки»
 Цель: раскрыть детям покупательную силу денежных знаков. 
Материал: товары разной стоимости, монеты (купюры) разного достоинства. 
Содержание: ведущий дает задания «покупателям» с постепенным усложнением: -купить вещь(предмет), которая стоит…. рублей; -назвать, что можно купить за…..рублей; -самостоятельно узнать, а потом назвать одну, две, три вещи, стоящие определенную сумму денег. 

 

«Узнай товар»
Цель: дать понятие, что каждая вещь-товар, товары бывают разного назначения.
Материал: картинки с изображением товара различного назначения (промышленные, сельскохозяйственные, культурно-бытового назначения и др.) 
Содержание: покупатель описывает товар не называя его, продавец отгадывает и отдает. 
Вариант2: покупатель называет назначение предмета или некоторые действия с этим предметом, продавец отгадывает и отдает. Вариант3:Пок 

 

«Детская лотерея» 
Цель: познакомить детей с особенностями разыгрывания лотереи.
Материал: лотерейные билеты с указанием номера и серии; специальные призы (детские поделки); табло. 
Содержание: лотерея - это возможность выиграть что-либо на купленные лотерейные билеты. Дети покупают билеты, а дальше все разыгрывается как в настоящей лотерее. Крутится барабан с шарами, и объявляется номер билета,на который «выпал» выигрыш. Дети сравнивают номера билетов с номерами на табло. Это беспроигрышная лотерея. 

 

«Угадай, какая это профессия (рекламное агентство)»
 Цель: закрепить и уточнить знания детей о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве. 
 Материал: карточки картинки с изображением людей разных профессий.
Содержание: воспитатель описывает профессии рекламного агента, рекламодателя, художника-оформителя, и т.д., но не называет их. Дети отгадывают. Вариант 2: Игра с карточками, на которых изображены : банк, детский сад, рекламное агентство, больница, магазин и т. д. детям раздаются карточки и они говорят чем занимаются люди работающие например в больнице. 

 

                                                 «Золотые правила» экономики

Будь во всех делах честным. Честность — богатство, которое всегда с тобой.

Никогда не изменяй данному тобой слову, тем более — договору, дабы не прослыть необязательным.

Научись разбираться в людях, чтобы не быть обманутым.

Изучи законы и никогда не нарушай их.

Умей не только получать прибыль, но и делиться с теми, кто помог тебе ее добиться.

Знай, что успех приходит к тому, кто смел и не боится рисковать.

Сначала все подвергай сомнению, лишь потом принимай решение

Научись хранить секреты свои и чужие. Болтунов не любят.

Относись терпимо к недостаткам других людей.

Всегда помогай тем, кто нуждается в твоей помощи.

Считай и анализируй в любом деле.

Учиться никогда не поздно.
 

                                                      Работа с текстами сказок

Сказка Г. X. Андерсена «Дюймовочка»
Задание — ответить на вопросы:
— Почему ласточки улетают в теплые края?
Почему Дюймовочка захотела улететь на юг вместе с ласточкой?
Каким «золотым правилам» следовала ласточка, когда согласилась взять Дюймовочку с собой?

 

Сказка С. Маршака «Кошкин дом»
Задание ответить на вопросы:
В чем нуждались котята?
Какие возможности были у тети Кошки?
Какие «золотые правила» она нарушила, когда отказала котятам в приюте?

 

Русская народная сказка «Колобок»
Задание — ответить на вопросы:
Почему дед просил бабу испечь колобок?
Можно ли считать, что побег Колобка вызван его потребностями? Какими потребностями?

 

Сказка А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»
Задание — ответить на вопросы:
Почему старик по первой просьбе отпускает рыбку?
Старуха добрая или злая? А какая еще?
Какой стала старуха после последней встречи старика с золотой рыбкой?
Как повела себя старуха с простыми людьми, когда стала боярыней?
Так какая же была золотая рыбка по своему характеру?
Почему золотая рыбка не выполнила последнее желание старухи?
Если вы станете предпринимателями, какими вы будете?
 
Русская народная сказка «Морозко»
Задание — ответить на вопросы:
Как жилось падчерице в доме отца?
Почему мачеха издевалась над ней?
Как девица относилась к работе?
Зачем мачеха приказала мужу отвезти девушку в лес?
Какую награду получила девица от Морозко?
Как разбогатела падчерица?

 

Бизнес крокодила Гены (Э. Успенский.)

              О рекламе
В пяти магазинах по 200 пальто — 
Зеленые, красные, в клетку.
И как тебе выбрать из тысячи то,
Что будет подарком для мамы.
И как магазину тебе доказать,
Что «то» —
Это то, что у них надо взять???
Конечно, посредством рекламы!!!
Реклама подскажет, что надо купить. Реклама сумеет тебя убедить.
Солнышко у нас одно, светит ярко всем оно,

Но оно не продается и товаром не зовется,

А зовется солнышком,
Солнышком- подсолнышком.
Вслед за солнышком — луна,
Ярко светит всем она.
Дождик радуга сменяет,
Это часто так бывает.

На бирже
Грустный, сонный, невеселый
Петя наш пришел из школы.
Сел за стол, разок зевнул,
И над книжками уснул...
Чудный Пете сон приснился:
Он на бирже очутился*,
Подошли к нему не зря
Сразу три богатыря:
Брокер, Дилер и Агент
Все решат в один момент:
— Тебе товар?
Бери любой!
И шагай себе домой...
Купил машинку, улыбнулся,
Завел мотор...
И вдруг проснулся.

Так на так
Решили два Ивана
Меняться без обмана.
А что менять — не в этом суть,
Хоть что-нибудь на что-нибудь.
Игрушечного зайку —
На гвоздик или гайку,
Потом — опять на зайку.
Друзья не ищут выгод, — 
Им пошуметь, попрыгать, 
Кричать: «Меняю кошку 
На сломанную брошку,
А сломанную брошку 
Опять потом на кошку!» 
Решили два Ивана
..Меняться без обмана.
А что менять — не в этом суть, 
Хоть что-нибудь на что-нибудь. 
Так целый день менялись 
И при своем остались.

Аренда
Скворец увидел вдруг кукушку. 
Пропел ей: «Милая подружка! 
Гнездо тебе в аренду сдам, 
Живи счастливо себе там.
А уговор будет таков, 
Прими его без лишних слов: 
Птенцов своих не оставляй
И гнезд чужих не занимай!»
Реклама
К экрану приглашаю маму:
 — Давай скорей смотреть рекламу. 
Я буду бесконечно рад,
Коль речь пойдет про шоколад. 
Знают взрослые и дети:
 «Топик» лучше всех на свете. 
Шоколад имеет право 
Разделить успех:
Даже в маленьком кусочке
Есть лесной орех...
А «Эм энд эмс» — ну просто, ах! 
Тает во рту, а не в руках!..
—Скажи мне, мамочка, скорей, 
Что за секрет у 
«Милки-Уэй»? — 
В нем есть и нежность, и суфле, 
И он не тонет в молоке... 
Футболист устал на поле, 
«Сникерс» съел один, не более, 
Силы вновь восстановил 
И в ворота гол забил. 
Как видишь, все мы хороши. 
Так выбирай же для души! 
Но шоколад не покупает мама — 
Не помогает ей реклама.

         Капитал
Людские судьбы я решаю, 
Всем абсолютно управляю. 
Мое такое назначение, 
Что все я привожу в движение, 
И никакой не страшен вал: 
Я — всемогущий капитал!

            Аукцион
Есть место чудное такое, 
Да не простое, золотое.
Туда пришли мы с Валентиной, 
Там продавались две картины. 
Но их купит только тот, 
Кто больше денежек дает.

Использование на занятиях пословиц с элементами экономических знаний
Каждую крошку — в ладошку.
Задание: предложить детям вспомнить сценку «Испекли звери каравай».
Терпение и труд все перетрут.
Задание — ответить на вопросы:
Почему горожане приобретают дачи?
Легко ли вырастить урожай на дачном участке?
Почему некоторые люди занимаются садоводством, а другие покупают фрукты и овощи на рынке?

Работа с картинками
Рисунок к русской народной сказке «Курочка ряба».
Задание: раскрасить картинку, ответить на вопросы:
Почему расстроились дед и баба?
Что они хотели получить взамен золотого яичка? Почему?
Как называется распределение доходов и расходов? Детские рисунки к «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Задание: предложите ребенку нарисовать то, что он попросил бы
у золотой рыбки, если бы оказался на месте старика, старухи, на своем месте?

На занятиях по математике
Давать детям задачи, связанные с деньгами. Пусть они попробуют разобраться при помощи денежных знаков с такими понятиями, как «столько же...», «хватит ли...», «равное количество» и т. д.
Ввести в оборот такое понятие, как «валюта» (естественно, в условном выражении).
Объяснить детям, что доходы и расходы имеют не только денежное выражение. В специфических условиях переходной экономики особую роль играет бартер. Познакомить детей с этим экономическим понятием.
Ввести понятия «убывает», «уменьшается» или «прибывает», увеличивается». Для этого детям объяснять этот материал на примере бюджета семьи (они становятся удивительно сообразительными и практически не делают ошибок).

На занятиях по экологии
Выяснить, чем отличается труд людей летом и осенью. Помочь детям осознать зависимость человека от природы.
Объяснить, что удовлетворение человеческого общества за счет природы не может быть безграничным. Рассмотреть, как в природе пополняются те или иные необходимые человеку ресурсы.
На занятиях по охране здоровья человека
Проследить логическую взаимосвязь здоровья членов семьи с ее материальным достатком (расходы на лекарства, больничные листы и т. д.). Воспитывать у детей осознание необходимости заботы о своем здоровье.

На занятиях по изобразительному искусству
— Формировать умение передавать через изображение предметов их смысловые взаимосвязи.
— Развивать в детях потребность в эстетическом наслаждении при использовании красивых предметов обихода, домашней утвари.
— Объяснить детям, что красота — это тоже потребность. Именно эта потребность превращает некоторые продукты труда в товары. «Как вы считаете, какой горшок (кувшин) купят скорее? Почему?»

Работа с бумагой и тканью
Обучать детей изготовлению изделий не только эстетичных по внешнему виду, но и имеющих практическое применение в жизни (в детском саду, дома).
Пусть конечный результат в виде готовых изделий оценивают сами дети. Если им предоставлять такую возможность постоянно, у них разовьется собственный вкус.

 

 

Планирование на неделю.

Тема: «Профессии взрослых»

Понедельник

Специально организованная деятельность

  • Развитие речи и культура речевого общения

Составление описательного рассказа по картине «Уборка урожая»

Программные задачи: формировать умение составлять описательный рассказ по картинке, соблюдая композицию рассказа, указывая время и место действия, характеризуя персонажей; придумывать события, предшествующие изображенным на картине, и последующие; развивать словарь детей по теме «Сельское хозяйство» (профессии, орудия труда, сельскохозяйственные машины и механизмы и др.); формировать стремление использовать в речи различные типы предложений; воспитывать интерес и уважение к труду представителей сельскохозяйственных профессий.

  • Физическая культура

Занятие из подвижных игр «У бабушки в деревне»

Программные задачи: формировать физические качества (ловкость, быстроту, общую выносливость);содействовать постепенному освоению техники движений в подвижных играх («Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Пастух и стадо», «Попади в обруч», «Горячая картошка»); формировать качества личности, необходимые для сознательного бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

  • Искусство. Рисование.

Рисование сюжетное «Машины везут урожай с полей»

Программные задачи: формировать умение создавать сюжетный рисунок, рисовать грузовые автомобили, везущие урожай, передавать характерные особенности автомобилей, величину и пропорции частей; дополнять рисунок деталями; развивать интерес детей к самостоятельному воплощению творческого замысла; формировать умение создавать выразительный образ, используя разные способы и приемы рисования; воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

 

Нерегламентированная деятельность воспитанников

Общение

Беседа «Какие профессии ты знаешь?»

Цель: расширять представления детей о сельскохозяйственных профессиях, о нелегком и важном труде представителей сельского хозяйства; развивать активную речь детей; воспитывать уважение к людям труда.

Игра

Дидактическая игра «Назови профессии»

Цель: формировать умение устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессий человека; воспитывать интерес к людям разных профессий

 

Дидактическая игра «Кто трудится, кто играет»

Цель: формировать представления детей о различии трудовой и игровой деятельности

 

Подвижная игра «Кто быстрее соберет урожай»

Цель: развивать быстроту, ловкость, выносливость; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

 

Сюжетно-ролевая игра «Заготовки на зиму»

Цель: закрепить представления об овощах и фруктах, о пользе для здоровья; о способах их употребления в пищу; формировать умение договариваться о развитии сюжета, распределять роли.

 

Познавательная практическая деятельность

«Наблюдение за трудом дворника»

Цель: уточнять представления о значении и содержании труда дворника; о трудовых действиях и орудиях труда; способствовать формированию у детей понимания важности профессии дворника, желания помочь навести порядок, создать чистоту и уют на территории детского сада.

 

Беседа-исследование «Откуда хлебушек пришел?»

Цель: формировать представления о процессе выращивания хлеба, о сельскохозяйственных орудиях и механизмах, истории их развития; составлять схемы модели.

 

Художественная деятельность

Чытананне верша Э. Агняцвет  «Хто пачынае дзень? »

Чытанне і пераказ беларускіх народных казак «Пшанічны каласок», «Легкі хлеб».

Мэта: фарміраваць уменне эмацыянальна пераказывать казку; даваць адзнаку дзеянням герояў; пашырыць уяўленні аб працэсе вырошчвання хлеба; выхоўваць працавітасць.

 

Элементраная трудовая деятельность

Хозяйственно-бытовой труд «Уборка урожая»

Цель: формировать представления об общественной значимости труда; формировать умение участвовать в уборке корнеплодов; воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.

 

 

Вторник

Специально организованная деятельность

  • Элементарные математические представления.

Занятие «Строим новый дом»

Программные задачи: формировать представления о способах образования числа; умение считать порядковым и количественным счетом; формировать умение измерять величину мерной протяженности с помощью мерки; формировать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр, ромб, трапеция, конус, пирамида), умение различать и называть геометрические фигуры; формировать умение ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к познанию окружающего.

  • Искусство. Музыкальная деятельность.
  • Искусство. Лепка

Лепка коллективная «Наш детский сад»

Программные задачи: расширять и уточнять представления о профессиях архитектора, строителя; формировать умение создавать сюжетную композицию; использовать конструктивный способ лепки; комбинировать приемы лепки; передавать в лепке характерные особенности предметов, объектов; развивать творческий замысел, чувство формы, цвета, ориентировку в пространстве; воспитывать желание создавать прекрасное своими руками.

 

Нерегламентированная деятельность воспитанников

Общение

Ситуация «Что нам стоит дом построить?»

Цель: уточнить и расширить представления детей о значении и содержании труда строителя, о разновидностях строительных профессий, о строительных инструментах; развивать диалогическую речь детей; воспитывать уважение к труду строителя.

 

Игра

Словесная игра с мячом «Назови профессии и инструменты»

Цель: развивать внимание, память, мышление; формировать умение устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессий человека; между профессией и инструментами; воспитывать интерес к людям разных профессий.

 

Сюжетно-ролевая игра «Строительство дома»

Цель: формировать умение сотрудничать в игровой деятельности, согласовать тематику игры, планировать ее развитие, выбирать средства для реализации замысла.

 

Познавательная практическая деятельность

«Целевая прогулка на стройку»

Цель: формировать представление о труде строителей, об инструментах, строительной техники; развивать наблюдательность; формировать основы безопасного поведения во время прогулки; воспитывать интерес к труду строителей.

 

Художественная деятельность

Повторение стихотворения Г. Ивановой «Я будую дом  з пяску»

 

Театральная деятельность. Театр на магнитах. Сказка «Три поросенка»

Цель: содействовать дальнейшему приобщению к театрально-игровой деятельности; развивать умение передавать в роли настроение, характер персонажа.

 

Раскрашивание раскрасок «Профессии»

Элементарная трудовая деятельность

Хозяйственно-бытовой труд «Уборка в центре конструктивной деятельности»

Цель: формировать умение самостоятельно вытирать пыль, сортировать конструкторы и строительный материал; воспитывать аккуратность и трудолюбие.

 

Среда

Специально организованная деятельность

  • Обучение грамоте

Программные задачи: формировать умение проводить звуковой анализ слова «лес», определяя последовательность звуков в слове; формировать представления о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных звуках; формировать умение подбирать однокоренные слова (лес, лесной, лесник); умение составлять предложения с заданными словами; развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику; воспитывать интерес к языку и речи как явлениям действительности.

  • Физическая культура

Тематическое занятие «Путешествие в осенний лес»

Программные задачи: формировать умение ходить по ограниченной поверхности, собирая мелкие предметы; бегать со средней скоростью (в чередовании с ходьбой); прыгать с зажатым между ногами мячиком; бросать мяч вверх и ловить после отскока; развивать равновесие, ловкость, координацию движений; воспитывать дружеские взаимоотношения; интерес и положительное отношение к физкультурным занятиям на свежем воздухе.

  • Ребенок и природа

Занятие «В гостях у старичка Лесовичка»

Программные задачи: формировать представления о значении и содержании труда лесника, о месте его работы и рабочих инструментах; способствовать формированию у детей понимания значимости и важности профессии лесника; закреплять представления о правилах безопасного поведения в лесу; развивать стремление и навыки активного участия в охране природы; воспитывать уважение к труду лесника; бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания.

Нерегламентированная деятельность воспитанников

Общение

Беседа-путешествие «Нас приглашает Беловежская пуща»

Цель: формировать представления и том, что такое заповедник, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу; воспитывать бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания; интерес и уважение к труду лесника, егеря.

 

Игра

Дидактическая игра «Разрешается – запрещается»

Цель: закреплять представления о правилах поведения в лесу; развивать внимание.

 

Дидактическая игра «Знатоки природы»

Цель: формировать представления о природных сообществах, о сезонных изменениях в жизни растений, животных.

 

Подвижные игра «Хитрая лиса», «Бездомный заяц»

Цель: формировать навыки бега с ловлей, увертыванием; развивать быстроту, ловкость, координацию движений.

 

Познавательная практическая деятельность

Составление схем-моделей «Правила поведения в лесу»

Цель: расширить и уточнить представления о правилах поведения в природных сообществах; воспитывать бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания.

 

Художественная деятельность

Создание коллажа «Лесные хоромы» (коллективная работа)

Цель: формировать умение использовать представления и навыки, полученные на занятиях разными видами изобразительной деятельности; развивать творчество, умение свободно экспериментировать с различными художественными техниками и материалами.

 

Чтение стихотворения А. Твардовского «Лес осенью»; произведения Г.Скребицкого «На лесной полянке»

Цель: формировать представление о том, как поэты и писатели передавали красоту окружающей природы в своих произведениях; формировать культуру восприятия произведений о природе.

 

Элементраная трудовая деятельность

Труд в природе «Поможем старичку Лесовичку»

Цель: способствовать возникновению желанию убирать лесную полянку: собирать сухие ветки, камешки, листья и другой мусор; закрепить представления о необходимости чистоты окружающей среды для растений, животных, человека.

 

 

Четверг

Специально организованная деятельность

  • Развіццё маўлення і культура маўуленчых зносін

Тэма “Хто стаіць на враце нашай бяспекі”

Праграмныя задачы: пашыраць уяўленні дзяцей аб прафесіях пажарнага, міліцыянера, урача; аб значэнні і змесце гэтых прафесій, аб прадметах працы; фарміраваць уменне слухаць і разумець беларускае маўленне, адказваць на пытанні; узбагачаць беларускі слоўнік дзяцей словамі – назвамі прадметаў працы, дзеянняў і якасцей, характэрных прадстаўнікам гэтых прафесій; развіваць пазнавальныя і моўныя здольнасці; выхоўваць павагу да прафесій дарослых, жаданне выконваць правілы бяспекі; стымуляваць зносіны побеларускай мове.

  • Искусство. Музыкальная деятельность.
  • Физическая культура

 

 

Игровое занятие «Юные спасатели»

Программные задачи: формировать умение принимать участие в играх-эстафетах с бегом, прыжками, лазаньем и ползаньем; развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость; воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку; формировать качества личности, необходимые для сознательного бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

 

Нерегламентированная деятельность воспитанников

Общение

Ситуация «Правила безопасности, они для всех?»

Цель: развивать диалогическую речь, умение рассуждать и делать выводы; формировать понимание того, что правила безопасности для всех, что от их соблюдения зависит здоровье и безопасность и самого человека, и окружающих людей, воспитывать уважение к труду людей, которые стоят на страже нашего здоровья и безопасности.

 

Игра

Дидактическая игра «Вопросы Дяди Степы»

Цель: расширить и уточнить представления о правилах дорожного движения, об основных, дорожных знаках, сигналах светофора; развивать внимание, память, мышление.

 

Дидактическая игра «Опасно – безопасно »

Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; о пожарной безопасности.

 

Подвижная игра «Пожарные на учении»

Цель: развивать быстроту, ловкость, силу, выносливость; воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку, желание заботится о здоровье и безопасности окружающих.

 

Настольно-печатная игра «Если ребенок поранился»

Цель: формировать представления о правилах оказания первой помощи; о правилах безопасности.

Познавательная практическая деятельность

 

Игровая презентация «Из истории пожарной службы»

Цель: формировать представления об истории пожарной службы (техника, оборудование, форма); воспитывать интерес к героической профессии пожарных.

 

Художественная деятельность

Чтение произведения С. Маршака «Дядя Степа – милиционер»

Чтение произведения Л. Толстого «Пожарные собаки»

Чтение произведения К. Чуковского «Доктор Айболит»

 

Конструирование из картона, бумаги и подручного материала «Пожарный щит» (подгруппами)

Цель: формировать представление детей о том, что такое пожарный щит, из чего он состоит; развивать творчество и фантазию детей в выборе материалов и способов создания модели пожарного щита.

 

Элементарная трудовая деятельность

Хозяйственно-бытовой труд «Уборка групповой комнаты»

Цель: формировать представления и значимости хозяйственно-бытового труда с точки зрения сохранения здоровья, заботы об окружающих; формировать умение поддерживать порядок в группе.

 

 

Пятница

Специально организованная деятельность

  • Ребенок и общество.

Занятие «Экскурсия на почту»

Программные задачи: формировать представления о труде работников почтового отделения, о значимости этого труда; активизировать словарь детей словами: зал обслуживания, оператор почтовой связи, сортировщица, бандероль, посылка, марка; развивать внимание, восприятие, наблюдательность; воспитывать уважение у людям труда.

 

Физическая культура  

Занятие из подвижных игр «На земле, на воде и в воздухе».

Программные задачи: закрепить умение двигаться в соответствии с текстом, развивать быстроту реакции в игре «Космонавты»; развивать навыки бега врассыпную, в игре «Самолёты»; упражнять в умении прыгать в длину с места в игре «С кочки на кочку»; упражнять в умении ходить с зажатым между ногами мячом в игре «Пронеси мяч, не задев кегли»; развивать фантазию в игре «Море волнуется»; воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку.

 

Искусство. Аппликация, конструирование, детский дизайн.

Аппликация, детский дизайн «Открытка к празднику осени».

Программные задачи: заинтересовать детей созданием праздничной открытки; создать условия для свободного выбора материалов, для использования в работе умений и навыков, полученных на занятиях разными видами художественного творчества;  развивать творческий замысел детей; воспитывать желание создавать интересные и полезные вещи своими руками, принося пользу другим людям.

 

Нерегламентированная деятельность воспитанников

Общение

Ситуация «Кто поможет доставить письмо?»

Цель: формировать представление о том, что письма бывают разные: электронные, бумажные; обсудить вопрос о том, почему в век интернета существуют бумажные письма, открытки; формировать представления о труде почтальона.

 

Игра

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Цель: содействовать обогащению содержания игр; формированию новых игровых умений; воспитывать интерес к новым профессиям.

 

Дидактическая игра «Что кому нужно для работы»

Цель: расширять представления о профессиях, трудовых действиях, орудиях труда; воспитывать уважение к труду взрослых.

 

Дидактическая игра «Угадай профессию»

Цель: формировать у детей умение узнавать профессию по описанию; развивать внимание, сообразительность, быстроту реакции.

 

Познавательная практическая деятельность

«Наблюдение за трудом почтальона»

Цель: познакомить детей с почтальоном, приносящим корреспонденцию в детский сад; рассмотреть сумку почтальона, содержимое корреспонденции для детского сада.

 

Эксперимент «Тяжела ли сумка почтальона?»

Цель: предложить детям собрать сумку почтальона из разного вида корреспонденции, учитывая большое количество адресатов; сделать выводы о том, легко ли почтальону носить такую сумку; воспитывать уважение к труду почтальона.

 

Художественная деятельность

Чтение произведения С. Маршака «Почта». Заучивание строчек стихотворения.

Чтение сказки В. Сутеева «Ёлка», рассматривание иллюстраций автора.

 

Элементарная трудовая деятельность

Ручной труд «Изготовление пособий и атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Почта»

Цель: создавать условия для свободного выбора материалов; для использования представлений и умений, полученных на занятиях разными видами художественного творчества; воспитывать желание создавать своими руками изделия, имеющие практическое назначение.