Информация для законных представителей

Консультации для родителей
Тема « Чувство хозяина»

Вопрос о необходимости формирования у детей чувства хозяина возник сравнительно недавно. Он неразрывно связан с проблемой формирования экономического мышления и качеств личности.
Хорошей школой формирования «хозяйских» качеств может стать совместный труд детей и родителей по благоустройству подъездов и лестничных клеток домов, где они проживают. Чистота стен и лифтов, стекол и пола может стать общей заботой жильцов всех возрастов, причем задача взрослых состоит в том, чтобы реально возложить ответственность за поддержание порядка на плечи детей, помочь им в этой трудной работе, вовремя заметить и оценить успехи в хозяйском отношении к своему дому.
Участие родителей, если оно осуществляется тактично, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, не подавляет их активности, создает атмосферу доверия, сотрудничества, эмоциональной близости в семье, обеспечивает развитие общих интересов. Задача родителей — довести до сознания детей мысль о том, что все окружающее нас — это результат труда людей, поэтому требует бережного отношения. В детях следует воспитывать привычку бережливости, как привычку умываться и говорить «спасибо». Бережливость — заботливое отношение к накопленному общественному богатству, учение полно и целесообразно его использовать. Бережливость заключается в разумном отношении к результатам труда, собственности, в стремлении к экономному ведению хозяйства. Чувство хозяина основывается на бережливости и воспитывается укладом жизни семьи. Пример бережного отношения родителей к вещам, общественной собственности должен быть всегда перед глазами детей. Только в этом случае можно сформировать настоящего хозяина.
Дисциплинированность семьи формирует ребенка с первых дней жизни. Жаль, если в основу воспитания дисциплинированности родители вводят запреты под страхом наказания. Еще большего осуждения заслуживает вседозволенность, основанная на ошибочном мнении, что ребенок мал и не в состоянии понять и выполнить требования.
В экономическом воспитании дисциплинированность проявляется в добросовестном выполнении хозяйственных поручений семьи, приучении к соблюдению режима дня и всего запланированного на определенный промежуток времени. В развитии дисциплинированности у детей особое место занимает игра. Она учит ребенка понимать важность и необходимость общепринятых норм и правил поведения.
В формировании чувства хозяина большое значение имеет воспитание ответственности, деловитости, расчетливости. Но задача экономического воспитания детей в семье значительно шире. Семья призвана воспитывать хозяина-коллективиста. Для этого у нее есть значительные возможности. Сама семья — коллектив, объединяющий равноправных членов, связанных родственными узами и определенными обязанностями. Положение родителей и детей отличается тем, что первые руководят, а вторые воспитываются в семье. Именно в семейном коллективе дети познают необходимость взаимопомощи и взаимоответственности, взаимозаменяемости и взаимоконтроля. Общие дела семьи выполняются ее членами коллективно, важные вопросы (распределение бюджета, предстоящие покупки, поездка в отпуск, проведение каникул) решаются сообща. В семье дети учатся понимать, что личное благополучие зависит от благополучия коллектива, дети включаются в обучение рациональному ведению домашнего хозяйства, в распределение доходов и расходов семьи.

                                      

  Тема: « Семейный бюджет»

Исходным пунктом определения стратегии семейной экономики является составление бюджета семьи. Он служит своеобразным планом текущей и перспективной деятельности взрослых и детей.
Как показывает жизнь, большая часть молодежи не знает тайны семейного бюджета. По данным ученых, всего 23 % пап и мам постоянно привлекают детей к планированию семейного бюджета, 28 % — только изредка, 32 % — никогда. Лишь один ребенок из десяти может самостоятельно сделать нужную для дома покупку. Не более 17 % семей планируют и соблюдают свой семейный бюджет. Как отмечают исследователи, наблюдается парадокс: общество развивается на плановой основе, соизмеряет свои потребности С возможностями, а семья часто ведет свое хозяйство «как бог на душу положил».
Бюджет, как трактует энциклопедия — это «расписывание» денежных доходов и расходов. Не стоит скупиться на время, затраченное на составление элементарного плана доходов и расходов — оно сторицей окупится.
Итак, составляем бюджет семьи на месяц. В свободное время вся семья собирается вместе, каждый получает карандаш и бумагу и начинает считать. Прежде всего учтем доходы. Их основу составляет зарплата взрослых членов семьи. Есть и другие источники дохода — денежные выплаты из общественных фондов потребления — это пенсии, пособия на детей, стипендии и т. п.
После того, как учтены все доходы, можно приступать к планированию расходов. Учтем прежде всего расходы, происходящие ежемесячно и независящие от наших желаний и планов. Пусть каждый член семьи на своем листке напишет перечень таких расходов и их величину. Сразу станет ясно, все ли учтено. Кроме того, записи покажут, насколько члены семьи осведомлены о величине платежей. Для детей подобные расчеты — хорошая школа семейной экономики. Постоянной обычно является плата за квартиру, отопление, пользование газом, водопроводом и другими коммунальными услугами. Ежемесячно надо вносить плату за электроэнергию, детский сад, проезд в транспорте.
Важно учесть и такие статьи расходов, как подписка на газеты и журналы, приобретение книг, расходы на посещение театров и кино. Не забудьте выделить определенную сумму на подарки к праздникам или торжественным датам, отмечаемым в семье. Очень важная статья расходов — деньги на питание.
Если вы в предстоящем месяце ждете гостей, это надо предусмотреть в статье расходов. Разумно будет отложить небольшую сумму на непредвиденные расходы (поломка телевизора, холодильника и т. д.). Теперь можно подсчитать все расходы и соотнести их с доходами семьи. Желательно так спланировать семейный бюджет, чтобы после сопоставления доходов и расходов осталась определенная сумма для покупки вещей.
Итак, семейный бюджет спланирован. Можно приступать к его реализации. С какого возраста целесообразно привлекать детей к этой работе? Ответить однозначно на этот вопрос затруднительно. Все зависит от экономического воспитания в семье, умения детей делать покупки. Обучение лучше организовать в форме игры.
Конечно, вы наблюдали, как любят играть малыши в «магазин», делать «деньги» из бумаги, пластилина или другого материала. Детское увлечение игрой следует использовать для приучения к хозяйственной деятельности. 
Покупая одежду для детей, мы обычно сами выбираем, что им нужно, определяем, какую сумму денег на это можно потратить. Разумнее было бы выбрать в магазине несколько образцов, одинаково приемлемых по цене и фасону для детей данного возраста. Ребенок же выбирает из них ту вещь, которая ему нравится, при этом его знакомят со стоимостью покупки. Таким образом, даже дошкольник может участвовать в совершении покупки тех предметов, которые мы отобрали. Это позволит избежать в будущем такого парадокса, когда, повзрослев, некоторые не могут купить себе даже мелкие вещи, не говоря о больших покупках, без помощи родителей.
Рациональное ведение семейного бюджета является необходимым условием семейного благополучия, благоприятного психологического климата, так как удовлетворение потребностей членов семьи происходит без ссор и размолвок. Именно через привлечение детей к распределению семейного бюджета у них формируется экономическое мышление и поведение, воспринимаются и осмысливаются реальные положения экономической жизни, развивается понимание стоимости вещей, воспитываются разумные потребности и умение пользоваться деньгами.
                       

Тема: « Деньги — мера труда»

Отношение людей к деньгам чрезвычайно важно. Оно многое определяет в их собственной жизни и жизни окружающих.
Как воспитать правильное отношение к деньгам? Плохо, когда ими «сорят» или пренебрегают, еще хуже, когда стараются приобрести их любыми средствами, без конца говорят о них, жалуются на то, что их не хватает. Необходимо найти «золотую середину», научиться тратить их разумно, спокойно, умно и корректно, четко осознавать цену «трудовому рублю».
Чем раньше у ребенка будет воспитано правильное отношение к деньгам, тем скорее сформируется личность, наделенная такими важнейшими качествами, как бережливость, экономическая расчетливость, хозяйственность и деловитость. При этом необходимо оградить малыша от формирования потребительства, всегда сочетающегося с душевной черствостью, невоспитанностью. Еще А. С. Макаренко считал, что деньги могут быть прекрасным воспитателем, и в то же время утверждал, что «...из всех изобретений человечества это изобретение ближе всего к дьяволу».
Опыт показал, что ознакомление детей с сущностью денег можно начинать с 4—5 лет, постепенно с возрастом усложняя это ознакомление и включая их в разумное использование денег. 
Вначале дети овладевают знаниями о некоторых внешних особенностях торговли. Они с интересом играют в «магазин», покупая «продукты» и «вещи» за «деньги», которыми служат камешки, бумажки и т. п. В 4—5-летнем возрасте детей можно познакомить с настоящими деньгами, показать, когда и зачем их используют, какие они бывают; бумажные и металлические.
В 6—7 лет у детей формируется непосредственное представление о деньгах, уточняются и расширяются знания, необходимые для самостоятельного совершения покупок.
В начальный период добрыми помощниками для родителей могут стать настольно-печатные игры: «Наш магазин», «Найди деток мамы- монетки», «Поищем вместе», «Муха-Цокотуха» и др. Кроме того, знакомство детей с деньгами оптимальнее всего осуществляется при посещении магазинов и совершении покупок.
Карманные деньги это также один из приемов воспитания детей, призванный научить ребенка пользоваться деньгами, разумно тратить их, делая покупки, ответственно относиться к их выбору.
Сколько денег давать детям? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Сумма карманных денег зависит от возраста и степени самостоятельности ребенка, определяется характером его потребностей и способностью принимать экономические решения.
Независимо от того, как это заведено в семьях друзей вашего ребенка, не следует давать ему больше денег, чем вы в состоянии позволить в соответствии с бюджетом семьи и потребностями ребенка, определенными вами.
Если ребенок протестует, нужно ответить ему искренне, с сочувствием: «Жаль, что мы не можем дать больше на твои расходы. Но мы ограничены в средствах». Это лучше, чем убеждать ребенка, что на самом-то деле ему хватает тех денег, которые обычно выдаются.
Вряд ли сразу можно ожидать от детей разумной траты карманных денег. Многие ребята не умеют регулировать свой бюджет, могут истратить все сразу. Надо обсудить эту проблему с ребенком по-деловому, чтобы прийти к взаимному соглашению. Если случаи немедленной траты карманных денег повторяются, вероятно, стоит разделить общую сумму (например, недельную) и выдавать ее ребенку частями.
Часто возникает вопрос, надо ли спрашивать отчет о карманных расходах? Безусловно, следует поинтересоваться, не осталось ли у сына или дочери денег с прошлой недели. Воспитание привычки быть точными в своих денежных расчетах должно быть заложено в детях с раннего возраста. Одолжил — верни вовремя. Согласитесь, что и нам, взрослым, бывает неприятна забывчивость, которая позволяет людям одолжить деньги на несколько дней и не возвращать долг. 
Итак, в решении вопросов, связанных с карманными деньгами, следует руководствоваться, в первую очередь, принципами целесообразности.
Карманные деньги дают возможность проверить честность и воспитанность ребенка, привить доброту и великодушие к своим близким и друзьям, способность к самоограничению, формируют правильные потребности и разумное их удовлетворение. Давайте относиться к деньгам так, как предлагал А. С. Макаренко в «Книге для родителей»: как к обычному удобству жизни, смотреть на них, как на будничную, но полезную деталь, при этом постоянно помнить, что в них наш труд, наши силы, наши старания, поэтому каждый заработанный рубль достоин большого уважения.
               

                                      Тема: « Воспитание разумных потребностей»
В экономическом воспитании детей в семье важное место занимает целенаправленное формирование разумных потребностей. Само понятие «потребность» выражает нужду в чем-то необходимом для жизнедеятельности человека, социальной группы, общества. Разумные потребности личности обеспечивают гармоническое сочетание общественных, коллективных и личных потребностей.
Индивидуалистические устремления, наносящие ущерб интересам семьи и общества, деформируют саму личность. Необходимо создать в семье такую атмосферу, чтобы дети понимали, в каких пределах удовлетворение их потребностей полезно им самим и другим людям.
Для формирования у детей разумных потребностей существенное значение имеет метод сравнения. Многим детям невдомек, что стоимость одного билета в кино равна стоимости полкилограмма сахара, которого хватает человеку более чем на неделю. Таких сравнений можно привести множество. Важно на конкретных примерах учить детей сравнивать и оценивать. Такой экономический анализ просто необходим в их будущей самостоятельной жизни.
Знаете, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Приучить его не встречать ни в чем отказ. Так как желания его будут постоянно расти, и он привыкнет, что они всегда выполняются, то рано или поздно наступит такой момент, когда вы при всем желании не сможете удовлетворить его потребности и вынуждены будете прибегнуть к отказу, что принесет ему намного больше страданий, чем если бы вы отказывали ребенку в лишних, требуемых им вещах. Так оценивал ситуацию великий французский просветитель Жан Жак Руссо примерно 200 лет назад. Его слова не потеряли актуальности и в наши дни. Он считал, что самый верный способ испортить человека — это дать ему все и не требовать от него ничего, «...тогда тиран будет к вашим услугам». 
При воспитании разумных потребностей не следует прибегать к крайностям: все запрещать или все позволять. Акцент в семье надо делать не на отвращение детей от вещей, которые вы считаете ненужными, а на приобщение к другим ценностям.
Выделите в вашем бюджете статьи для покупки книг, игрушек, посещения музеев, театров, кино, для туристических поездок и т. п., приобщайте детей к труду на производстве, в хозяйстве.
Труд — лекарство от любых пороков, в том числе и от «вещизма». Ребенок, научившись создавать полезные вещи, будет их ценить, получит радость не от того, что имеет, а от того, что умеет. Занятость полезным делом в семье научит ценить домашний труд взрослых, приучит считаться с потребностями родителей, бабушек, дедушек, как со своими собственными

Развлечение с участием родителей 
«Все профессии нужны, все профессии важны»
Цель: уточнить и расширить представления детей о профессиях взрослых, о важности, нужности и пользе каждой профессии; привлечь родителей к совместному проведению развлечения с целью расширение представлений о профессиях, содержании труда взрослых; вызвать желание действовать дружно, сообща; подарить детям радость общения с родителями; воспитывать уважение и интерес к труду взрослых.
Проведение
Ведущий. Уважаемые родители и дорогие ребята! Сегодня мы встретились, чтобы вместе поиграть и пообщаться. Мы приглашаем вас принять участие в познавательно-игровой программе «Все профессии нужны, все профессии важны». 
Ребята! Сегодня мы пригласили в гости наших дорогих родителей, чтобы больше узнать о том, кем они трудятся. Все взрослые когда-то были детьми, а когда выросли, каждый выбрал себе профессию по душе. У всех пап и мам профессии разные, но каждый своим трудом приносит пользу другим людям и государству, получая удовольствие и удовлетворение от своего труда.
На нашем мероприятии присутствуют представители разных профессий и, чтобы узнать эти профессии, я предлагаю вам отгадать загадки об этих профессиях.
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо люди жили в нем.
            (Строитель)
Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек 
В гости ждет лесных зверушек.
            (Лесник)
Кто продукты продает – 
Молоко, сметану, мед!
Кто нам продает сапожки
Туфельки и босоножки?
Все они товары знают,
Даром время не теряют,
В магазине молодцы,
Кто же это?..    (Продавцы)
Он деньгам ведет учет:
Где расход, а где приход.
Математику он знает,
Цифры быстро сосчитает.
            (Бухгалтер)
Вчера был он педагогом,
А сегодня – машинист,
Должен знать он очень много,
Потому что он …     (Артист).
С ним, наверно, вы знакомы,
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
Всем совет дает …     (Юрист).
Если заболело ухо,
Или в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плач – 
Ведь тебе поможет …  (Врач).
По мере разгадывания загадок, ведущий знакомит присутствующих с представителями этих профессий. Затем дети читают стихотворение В. Лунина. 
Ничто никогда не выходит само:
Само не приходит к нам в дом письмо,
Само неспособно смолоться зерно,
Само стать костюмом не может сукно.
Само не сумеет свариться варенье,
Само не напишется стихотворение.
Мы делать все это обязаны сами,
Своей головой и своими руками.
Сейчас мы поиграем в игры посвященные профессиям, труду.

Итак, первая игра для детей «Кто скорее соберет?»
Дидактические задачи: формировать умение соотносить предметы, орудия труда, результаты труда с профессиями.
Участникам нужно из общего набора картинок выбрать те, которые соответствуют заданным им профессиям. 
Вариант: каждый ребенок собирает картинки, соответствующие профессии его родителей.
Ведущий. В игру вступают взрослые. Мы в детском саду читаем очень много сказок и других литературных произведений. Наши дети хорошо знают сказки, а сейчас посмотрим, знают ли сказки наши уважаемые родители, а дети будут помогать им.

 

                                                Игра «Знаете ли вы сказки?»
Дидактические задачи: формировать умение слушать вопрос по содержанию сказки или другого литературного произведения; развивать внимание, память, мышление.
Ведущий читает вопрос, а игроки угадывают, о каком произведении или герое идет речь.
Героям какой сказки довелось стать строителями, но лишь одному из них удалось построить надежный дом?
(Сказка «Три поросенка»)
В какой сказке герои жили дружно и ладно, пока каждый из них выполнял свои трудовые обязанности: один – дровосек, другой – повар, третий – завхоз. Но стоило им поссориться и поменяться местами, все пошло не так.
(Сказка «Крылатый, мохнатый, да масляный»)
В каком произведении главный герой обладал необычным ростом и физическими данными, и к тому же был очень добрый, всегда приходил на помощь тем, кто оказался в беде. В итоге, он стал служителем правопорядка.
(С.Михалков «Дядя Степа – милиционер»)
Герой какой очень  известной сказки стал овощеводом. Его опыт по выращиванию одного овоща стал более чем удачным, так что на помощь в уборке урожая пришлось позвать всех членов семьи и даже домашних животных. 
(Русская народная сказка «Репка»)
Герой какой сказки поддался влиянию нехорошей компании и решил вырастить дерево из монет, зарытых в землю. Но этот опыт оказался неудачным.
(А.Толстой «Золотой ключик»)
В какой сказке трудолюбие, доброта главной героини были вознаграждены. Из простой девочки-замарашки она превратилась в прекрасную принцессу. 
(Ш.Перро «Золушка»)
А вот героиню этой известной сказки подвела ее жадность и алчность. Из самых простых слоев общества благодаря волшебству она оказалась в самых высших сословиях, но нужно было вовремя остановиться  и быть благодарной. 
(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
В какой белорусской народной сказке главный герой пытался добыть пищу самым коротким и легким путем, недоумевая и не понимая, зачем трудиться и прилагать усилия. В этой сказке описывается процесс выращивания хлеба.
(Белорусская народная сказка «Лёгкi хлеб»)
Ведущий. А сейчас игра для детей «Как называется?».
Дидактические задачи: расширить и уточнить представления об учреждениях, предприятиях и других объектов социальной и культурной сферы, о профессиях людей, товарах и услугах. 
Варианты заданий: 
– Как называется место, где … 
продают хлеб? (Булочная.)
делают прически? (Парикмахерская.)
хранят деньги? (Банк.)
принимают в стирку белье? (Прачечная.)
шьют одежду? (Ателье.)
лечат людей? (Больница.)
приземляются самолеты? (Аэродром.)
смотрят фильмы? (Кинотеатр.)
берут книги домой? (Библиотека.)
собирают грибы и ягоды? (Лес.)
зимой выращивают овощи? (Теплица.)
изготавливают мебель? (Мебельная фабрика.)
печатают газеты? (Типография.)
учат детей? (Школа.)
работают клоуны? (Цирк.)
показывают спектакли? (Театр.)
Ведущий. Следующая игра позволит нам прикоснуться к народной мудрости. Народ сложил много пословиц, поговорок о труде, лени, материальных благах. В этой игре учувствуют и дети, и взрослые. 
                                                 

                                                    Игра «Доскажи словечко».
Игровые задачи:  стимулировать интерес, развивать познавательную активность в области экономического знания; приобщать детей к культуре, устному народному творчеству. 
Труд человека кормит, а лень … (портит).
Тот без нужды живет, кто деньги … (бережет).
Какой товар, такова и … (цена).
Какие труды, такие и … (плоды).
Работе – время, а потехе – … (час).
Рабочие руки не знают … (скуки).
По работе и плата, по товару и … (цена).
Работай до поту, так поешь … (в охоту).
Кто рано встает, тому Бог … (подает).
Дешево покупается – недолго … (носится).
Игра «Семейный бюджет»
Игровые задачи:  углубить представление о том, как нужно разумно распределять средства бюджета семьи. 
Дети и взрослые по очереди выбирают картинки с изображением различных предметов (бытовая техника, мебель, одежда, книги, продукты питания и т.д.) в зависимости от того, какие из них имеют важное или второстепенное значение для семьи.

 

                                                          Игра «Где пригодиться»
Дидактические задачи: уточнить, где используют тот или иной продовольственный товар.
Участники выбирают картинку с изображением какого-нибудь продукта и называют разные блюда с его использованием.
 

                                                          Игра «Составь предложение»
Игровые задачи: формировать умение составлять предложения при помощи картинок-моделей; закрепить представления о профессиях.
В игре участвуют и детей, и взрослые. Получив конверт с набором картинок-моделей (профессии, орудия труда, результат труда), участники составляют предложения.
Ведущий. Сегодня мы говорили с вами о разных профессиях. Все профессии нужны и важны для общества, для государств. В любой профессии, чтобы добиться определенных результатов, необходимы трудолюбие, терпение, аккуратность, активность, старательность. Значит, чтобы овладеть той или иной профессией, необходимо развивать в себе эти черты характера. Тогда можно стать умелым, самым лучшим в своей профессии, и люди скажут: «У него золотые руки».
Дети читают стихотворение И.Токмаковой.
Профессий много на Земле, 
И каждая важна.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь жизнь у нас одна.
Быть может станешь моляром,
А может инженером.
Возможно, будешь столяром,
А может, милиционером.
Профессий много на Земле,
Но выбирай любя.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь каждая из них важна.