О результатах реализации педагогического проекта

«Организация проектной деятельности как способ формирования основ экономической культуры детей дошкольного возраста»

Управление по образованию, спорту и туризму Логойского райисполкома

Государственное учреждение образования

«Логойский ясли-сад № 3 «Ромашка»

Срок реализации: 2017-2020 годы

 

  Руководитель педагогического проекта:   Петрашевич Екатерина Александровна, 

  заместитель заведующего по основной деятельности

Актуальность  темы обусловлена значимостью подготовки детей дошкольного возраста к  обучению в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентацией его в экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми  ступенями системы образования  – учреждения дошкольного образования и школой.

 В современном дошкольном образовании приоритетным является нравственное развитие личности ребенка, формирование у него самостоятельности, любознательности, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. По мнению ученых, именно в дошкольном детстве зарождаются основания для формирования продуктивных видов деятельности, произвольного поведения, создания образа «Я» ребенка и проектирования человеком своей жизнедеятельности: А. Маслоу говорит о «врожденной потребности к самоактуализации», Ш.А. Амоношвили – о «страсти к развитию», М. Монтессори – об «эмоциональном камертоне» и «строительстве самого себя».

В процессе проектирования жизнедеятельности особенно значимо экономическое воспитание подрастающего поколения, так как детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими иных представлений, профессиональных и личностных качеств, поскольку в современном обществе востребована личность, обладающая высоким уровнем экономической культуры, новым экономическим сознанием, экономическим мировоззрением. Ведущие отечественные и зарубежные психологи и педагоги утверждают, что дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования начал экономической культуры. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем современной дошкольной педагогики, поэтому в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений экономическое воспитание должно занять достойное место.

Цель: создать условия для повышения уровня экономической культуры детей дошкольного возраста посредством  организации проектной деятельности.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования основ экономической культуры у детей дошкольного    возраста;

    2.Создать условия, способствующие формированию основ экономической культуры у дошкольников;

   3. Апробировать на практике современные подходы к организации образовательного процесса, призванные обеспечить формирование основ экономической культуры  у детей дошкольного возраста;

   4. Активизировать формы сотрудничества с  законными представителями воспитанников по формированию основ экономической культуры у дошкольников;

  5. Выявить и проанализировать эффективность работы по формированию основ экономической культуры у детей  дошкольного возраста.

Согласно поставленным задачам был составлен календарный план реализации педагогического проекта. Основная деятельность участников проекта была направлена на знакомство детей дошкольного возраста с основами экономической культуры через сюжетно-ролевые и дидактические игры.

В процессе реализации проекта у воспитанников отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик на знакомство с разными экономическими знаниями, объектами, терминами. Воспитанники осознали важность бережного отношения к энергоресурсам, уважение к труду взрослых. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность, воспитанники включают в игры различные профессии людей, занятых в сфере экономики. Работа помогла в развитии коммуникативных навыков воспитанников.

Развивающая предметно-пространственная среда являлась важным компонентом в формировании основ экономической культуры у воспитанников. Она была эстетичной, привлекательной для воспитанников, радовала их, побуждала к активным действиям.

Воспитателем дошкольного образования Старченко Н. В. в сентябре 2018 года проведена диагностика сформированности у детей дошкольного возраста основ экономической культуры. Данные диагностики показали, что устойчивый уровень проявляется лишь у 20,5% дошкольников, 33 % проявляли ситуационный уровень, а 46,5 % имеют фрагментарный уровень проявления экономической культуры. Повторная диагностика была проведена в марте 2019 года. Данные опроса показали устойчивый рост показателей устойчивого (47 % опрошенных) и ситуационного (50% опрошенных) уровней проявления основ национального самосознания. Данные показатели свидетельствуют о результативности реализации проекта (приложение 3).

С целью активного привлечения родителей воспитанников дошкольного возраста к участию в педагогическом проекте была проведена диагностика родителей дошкольников по вопросам формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста.

Анализ анкет показал, что благодаря активному вовлечению родителей в проект значительно увеличилась заинтересованность в данной деятельности. Так, в сентябре 2018 года только 47% родителей считали тему проекта актуальной и были заинтересованы в участии в проекте. Мониторинг в марте 2019 года показал, что данный показатель возрос до 89% (приложение 4).

Законные представители воспитанников принимали активное участие в реализации проекта, с интересом и ответственностью подошли к вопросам воспитания, развития детей. Благодаря сотрудничеству и совместному творчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченных целей.

Подводя итоги работы педагогического проекта «Организация проектной деятельности как способ формирования основ экономической культуры детей дошкольного возраста», можно сделать следующие выводы:

1.Деятельность педагогов по формированию основ экономической культуры способствовало развитию познавательной сферы воспитанников.

2.Совместно организованный досуг воспитанников, законных представителей и педагогов способствовал эмоциональному психологическому благополучию воспитанников.

3.Посещение экскурсий способствовало повышению качества образовательного процесса.

Во всех возрастных группах были созданы центры по экономическому воспитания, которые постоянно обновлялись и пополнялись новыми материалами. Все пособия и игры находятся в свободном доступе для воспитанников. Педагогами учреждения дошкольного образования  были разработаны конспекты занятий по формированию экономической культуры детей дошкольного возраста,  картотеки дидактических игр по экономическому воспитанию, картотеки загадок, пословиц и поговорок, картотеки экономических сказок, собран словарь экономических терминов, картотеки викторин, подготовлены развлечения, консультации для законных представителей воспитанников, конспекты родительских собраний, анкеты. Так же воспитанники ходили на экскурсии, где знакомились с профессиями взрослых: почта, гончарная мастерская, парикмахерская, физкультурно-оздоровительный центр, банк, магазин (приложение 2).

Деятельность педагогического проекта «Организация проектной деятельности как способ формирования основ экономической культуры детей дошкольного возраста» была основана на тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Были разработаны планы совместных мероприятий воспитанников, законных представителей и педагогов. Родители принимали активное участие в совместных досугах и праздниках, изготавливали атрибуты для центра экономического воспитания, тесно взаимодействовали в интересах детей, строили свои отношения на доверии, открытости, взаимоуважении.

Результаты реализации педагогического проекта были представлены на педагогическом совете учреждения дошкольного образования, протокол от 28.02.2020 № 2. В рамках данного педагогического совета были представлены материалы из опыта работы педагога дошкольного образования Скоробогатой Л. В. «Игровая деятельность как эффективное средство формирования основ экономической культуры детей дошкольного возраста».  

Таким образом, план реализации педагогического проекта на 2017/2020 годы реализован.

Проблема в реализации педагогического проекта:    необходимость подготовки и публикации методических рекомендаций, в которых будут описаны приемы, методы  организации проектной деятельности по формированию основ экономической культуры у детей дошкольного возраста. Работа по формированию основ экономической культуры детей дошкольного возраста продолжается. Педагогический коллектив нашего учреждения дошкольного образования делится наработанными материалами, своими знаниями по данному вопросу с работниками учреждений дошкольного образования нашего района. В 2020/2021 учебном году запланировано рассмотрение данной темы  в  деятельности районных методических объединений.  Работа с законными представителями позволила расширить кругозор их по вопросам экономического воспитания  детей.

Таким образом,   результаты соответствуют поставленной цели и задачам  педагогического проекта. Это свидетельствует об эффективности проделанной работы  по формированию основ экономической культуры детей дошкольного возраста.

Приложения

Приложение 1

Ф. И. О.

Должность

Образование

Квалификация

Стаж

1.

Петрашевич Е. А.

заместитель заведующего по ОД

высшее

Без категории

9

2.

Курлович М. Н.

воспитатель дошкольного образования

высшее

высшая

35

3.

Полядник Е. М.

воспитатель дошкольного образования

среднее специальное

вторая

9

4.

Скоробогатая Л. В.

воспитатель дошкольного образования

высшее

высшая

25

5.

Буйницкая И. И.

воспитатель дошкольного образования

среднее специальное

первая

34

6.

Лузан Н. И.

воспитатель дошкольного образования

среднее специальное

первая

31

7.

Старченко Н. В.

воспитатель дошкольного образования

среднее специальное

первая

31

 

Приложение 3

«Сформированность основ экономической культуры

у детей дошкольного возраста»

 

Приложение 4

 

Приложение 5

Развлечение с участием родителей

«Все профессии нужны, все профессии важны»

Цель: уточнить и расширить представления детей о профессиях взрослых, о важности, нужности и пользе каждой профессии; привлечь родителей к совместному проведению развлечения с целью расширение представлений о профессиях, содержании труда взрослых; вызвать желание действовать дружно, сообща; подарить детям радость общения с родителями; воспитывать уважение и интерес к труду взрослых.

Проведение

Ведущий. Уважаемые родители и дорогие ребята! Сегодня мы встретились, чтобы вместе поиграть и пообщаться. Мы приглашаем вас принять участие в познавательно-игровой программе «Все профессии нужны, все профессии важны».

Ребята! Сегодня мы пригласили в гости наших дорогих родителей, чтобы больше узнать о том, кем они трудятся. Все взрослые когда-то были детьми, а когда выросли, каждый выбрал себе профессию по душе. У всех пап и мам профессии разные, но каждый своим трудом приносит пользу другим людям и государству, получая удовольствие и удовлетворение от своего труда.

На нашем мероприятии присутствуют представители разных профессий и, чтобы узнать эти профессии, я предлагаю вам отгадать загадки об этих профессиях.

•        Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо люди жили в нем.

                            (Строитель)

•        Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек

В гости ждет лесных зверушек.

                            (Лесник)

•        Кто продукты продает –

Молоко, сметану, мед!

Кто нам продает сапожки

Туфельки и босоножки?

Все они товары знают,

Даром время не теряют,

В магазине молодцы,

Кто же это?..       (Продавцы)

•        Он деньгам ведет учет:

Где расход, а где приход.

Математику он знает,

Цифры быстро сосчитает.

                            (Бухгалтер)

•        Вчера был он педагогом,

А сегодня – машинист,

Должен знать он очень много,

Потому что он …        (Артист).

•        С ним, наверно, вы знакомы,

Знает он про все законы.

Не судья, не журналист.

Всем совет дает …       (Юрист).

•        Если заболело ухо,

Или в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плач –

Ведь тебе поможет …  (Врач).

По мере разгадывания загадок, ведущий знакомит пьрисутствующих с представителями этих профессий. Затем детям читают стихотворение В. Лунина.

Ничто никогда не выходит само:

Само не приходит к нам в дом письмо,

Само неспособно смолоться зерно,

Само стать костюмом не может сукно.

Само не сумеет свариться варенье,

Само не напишется стихотворение.

Мы делать все это обязаны сами,

Своей головой и своими руками.

Сейчас мы поиграем в игры посвященные профессиям, труду. Итак, первая игра для детей «Кто скорее соберет?».

Дидактические задачи: формировать умение соотносить предметы, орудия труда, результаты труда с профессиями.

Участникам нужно из общего набора картинок выбрать те, которые соответствуют заданным им профессиям.

Вариант: каждый ребенок собирает картинки, соответствующие профессии его родителей.

Ведущий. В игру вступают взрослые. Мы в детском саду читаем очень много сказок и других литературных произведений. Наши дети хорошо знают сказки, а сейчас посмотрим, знают ли сказки наши уважаемые родители, а дети будут помогать им.

Игра «Знаете ли вы сказки?»

Дидактические задачи: формировать умение слушать вопрос по содержанию сказки или другого литературного произведения; развивать внимание, память, мышление.

Ведущий читает вопрос, а игроки угадывают, о каком произведении или герое идет речь.

•        Героям какой сказки довелось стать строителями, но лишь одному из них удалось построить надежный дом?

(Сказка «Три поросенка»)

•        В какой сказке герои жили дружно и ладно, пока каждый из них выполнял свои трудовые обязанности: один – дровосек, другой – повар, третий – завхоз. Но стоило им поссориться и поменяться местами, все пошло не так.

(Сказка «Крылатый, мохнатый, да масляный»)

•        В каком произведении главный герой обладал необычным ростом и физическими данными, и к тому же был очень добрый, всегда приходил на помощь тем, кто оказался в беде. В итоге, он стал служителем правопорядка.

(С.Михалков «Дядя Степа – милиционер»)

•        Герой какой очень  известной сказки стал овощеводом. Его опыт по выращиванию одного овоща стал более чем удачным, так что на помощь в уборке урожая пришлось позвать всех членов семьи и даже домашних животных.

(Русская народная сказка «Репка»)

•        Герой какой сказки поддался влиянию нехорошей компании и решил вырастить дерево из монет, зарытых в землю. Но этот опыт оказался неудачным.

(А.Толстой «Золотой ключик»)

•        В какой сказке трудолюбие, доброта главной героини были вознаграждены. Из простой девочки-замарашки она превратилась в прекрасную принцессу.

(Ш.Перро «Золушка»)

•        А вот героиню этой известной сказки подвела ее жадность и алчность. Из самых простых слоев общества благодаря волшебству она оказалась в самых высших сословиях, но нужно было вовремя остановиться  и быть благодарной.

(А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

•        В какой белорусской народной сказке главный герой пытался добыть пищу самым коротким и легким путем, недоумевая и не понимая, зачем трудиться и прилагать усилия. В этой сказке описывается процесс выращивания хлеба.

(Белорусская народная сказка «Лёгкi хлеб»)

Ведущий. А сейчас игра для детей «Как называется?».

Дидактические задачи: расширить и уточнить представления об учреждениях, предприятиях и других объектов социальной и культурной сферы, о профессиях людей, товарах и услугах.

Варианты заданий:

– Как называется место, где …

•        продают хлеб? (Булочная.)

•        делают прически? (Парикмахерская.)

•        хранят деньги? (Банк.)

•        принимают в стирку белье? (Прачечная.)

•        шьют одежду? (Ателье.)

•        лечат людей? (Больница.)

•        приземляются самолеты? (Аэродром.)

•        смотрят фильмы? (Кинотеатр.)

•        берут книги домой? (Библиотека.)

•        собирают грибы и ягоды? (Лес.)

•        зимой выращивают овощи? (Теплица.)

•        изготавливают мебель? (Мебельная фабрика.)

•        печатают газеты? (Типография.)

•        учат детей? (Школа.)

•        работают клоуны? (Цирк.)

•        показывают спектакли? (Театр.)

Ведущий. Следующая игра позволит нам прикоснуться к народной мудрости. Народ сложил много пословиц, поговорок о труде, лени, материальных благах. В этой игре учувствуют и дети, и взрослые.

Игра «Доскажи словечко».

Игровые задачи:  стимулировать интерес, развивать познавательную активность в области экономического знания; приобщать детей к культуре, устному народному творчеству.

•        Труд человека кормит, а лень … (портит).

•        Тот без нужды живет, кто деньги … (бережет).

•        Какой товар, такова и … (цена).

•        Какие труды, такие и … (плоды).

•        Работе – время, а потехе – … (час).

•        Рабочие руки не знают … (скуки).

•        По работе и плата, по товару и … (цена).

•        Работай до поту, так поешь … (в охоту).

•        Кто рано встает, тому Бог … (подает).

•        Дешево покупается – недолго … (носится).

Игра «Семейный бюджет»

Игровые задачи:  углубить представление о том, как нужно разумно распределять средства бюджета семьи.

Дети и взрослые по очереди выбирают картинки с изображением различных предметов (бытовая техника, мебель, одежда, книги, продукты питания и т.д.) в зависимости от того, какие из них имеют важное или второстепенное значение для семьи.

Игра «Где пригодиться»

Дидактические задачи: уточнить, где используют тот или иной продовольственный товар.

Участники выбирают картинку с изображением какого-нибудь продукта и называют разные блюда с его использованием.

Игра «Составь предложение»

Игровые задачи: формировать умение составлять предложения при помощи картинок-моделей; закрепить представления о профессиях.

В игре участвуют и детей, и взрослые. Получив конверт с набором картинок-моделей (профессии, орудия труда, результат труда), участники составляют предложения.

Ведущий. Сегодня мы говорили с вами о разных профессиях. Все профессии нужны и важны для общества, для государств. В любой профессии, чтобы добиться определенных результатов, необходимы трудолюбие, терпение, аккуратность, активность, старательность. Значит, чтобы овладеть той или иной профессией, необходимо развивать в себе эти черты характера. Тогда можно стать умелым, самым лучшим в своей профессии, и люди скажут: «У него золотые руки».

Детям читают стихотворение И.Токмаковой.

Профессий много на Земле,

И каждая важна.

Решай, мой друг, кем быть тебе,

Ведь жизнь у нас одна.

Быть может станешь моляром,

А может инженером.

Возможно, будешь столяром,

А может, милиционером.

Профессий много на Земле,

Но выбирай любя.

Решай, мой друг, кем быть тебе,

Ведь каждая из них важна.

 

      Приложение 6

Консультация для родителей

«Экономическое воспитание детей в семье»

В современных условиях рыночной экономики одной из актуальных проблем является становление ценностных ориентаций подрастающего поколения, поиск путей, методов воспитания у детей нравственно-ценностного отношения к рукотворному миру, формирование нравственно-экономических качеств личности.

Всестороннее воспитание ребёнка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.

     Семья - это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.

     Главная цель экономического воспитания детей – заложить основы всестороннего развития личности, воспитать добросовестное отношение к хозяйственно-бытовому и посильному труду, бережное отношение к семейному и общественному достоянию, формирование современного экономического мышления: формирование убеждения о единстве экономических интересов семьи и общества, обучение умению рационально организовывать трудовую деятельность, ведению домашнего хозяйства и распределению денежных средств, воспитание коллективизма в быту, взаимопомощи между членами семьи, товарищами, соседями, привития бережливого и экономного отношения к личной и общественной собственности, нравственно-экономических качеств. Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.

     Семейное воспитание индивидуально, обращено непосредственно к ребенку. В этой связи, экономическое воспитание детей в семье рассматривается нами как систематическое целенаправленное воздействие взрослых членов семьи, всего семейного уклада на формирование у детей хозяйского отношения к личному и общественному достоянию, уважение к людям труда, к труду во всех его направлениях, формирование нравственно-экономических качеств.

     В повседневном общении с родителями ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности и овладевает нравственно-экономическими качествами, такими как трудолюбие, бережливость, экономность и др.

     Освоение этих качеств возможно только под руководством взрослого, который играет роль «социального проводника» - определяет чему, как и когда учить ребенка.

     Традиционно, одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность, что является необходимым условием жизни и развития семейных отношений. Повседневный учет расходов и доходов, правильное использование каждого трудового рубля, бережное отношение к продуктам питания и вещам – все это представляет большие возможности для экономического воспитания детей в семье. Особое внимание в семье уделяется формированию нравственно-экономических качеств (внутренние духовные качества личности, связанные с этическими нормами, правилами поведения в экономической деятельности, выражающимися в способности участвовать в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы с целью достижения успеха).

     Проблема нравственности в экономике занимает важное место. Синтез материального и духовного формирует ценности экономической системы и образа жизни современного общества, в котором этика и экономика не отделяются, и не противопоставляются понятия добра и пользы.

      Чтобы сформировать нравственно-экономические качества необходимо понимать, что прочность, устойчивость нравственно-экономического качества зависят от механизма его формирования. Прежде всего, процесс должен строиться на основе осознанного представления о сущности этого качества, его необходимости и преимущества овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственно-экономическим качеством, другими словами должны появиться мотивы для приобретения качества. Большое значение имеет также отношение к качеству, т.е. социальные чувства (уважение к труду и людям труда, человеку-хозяину, к бережливости, экономности и др.). Сформированные представления и чувства побуждают потребность в их практической реализации, а именно в поведении, в деятельности.

     Учитывая механизм формирования нравственно-экономических качеств у детей дошкольного возраста, возникает необходимость выбора средств и методов обучения и воспитания в семье и детском саду.

     Среди методов формирования нравственно-экономических качеств необходимо использовать те, которые обеспечивают формирование осознанного отношения к качеству, вызывают положительные чувства, эмоции, обеспечивают нравственное поведение с проявлением сформированного качества:

•        чтение художественной литературы, в частности народных и авторских сказок, которые дают возможность выказать положительное отношение к смекалке, изобретательству, щедрости, в то же время, осудить расточительность и жадность. Способствуют воспитанию уважения к труду, бережливости, экономности, расчетливости («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и золотой рыбке», «Как солдат из топора кашу варил», «Дюймовочка», « Дядя Федор, пес и кот» Э.Успенского и др.);

•        просмотр мультипликационных фильмов, диафильмов, видеофильмов («Лето в Простоквашино», «Дядюшка Скрудж», «Утиные истории», «Винни-Пух и все-все-все» и др.);

•        анализ пословиц и поговорок, выражающих коллективный ум, опыт, народную мудрость («Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Без ума торговать – только деньги терять», «Без расчета жить – себя погубить», «Чтобы хорошо торговать – надо уметь рассуждать», «Всякое суждение любит рассуждение» - расчетливость; «Денежка рубль бережет», «Копейку сберег – рубль получил, рубль сберег – капитал нажил» - экономность; «Не деньги богатство – а бережливость и разум» - бережливость; «Неправедно нажитое боком выйдет» - честность; «Под лежачий камень вода не течет» - трудолюбие и др.). Пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей;

•        этические беседы на тему полезности, необходимости, преимущества владения тем или иным нравственно-экономическим качеством («Хорошо или плохо быть расчетливым», «Почему нужно быть бережливым», «Что я могу экономить в детском саду, дома?» и др.);

•        задания на определение нравственно-экономического качества («барсук носил несколько лет свои башмачки, а выглядели они как новые» - бережливость; «зайчики выключали воду и электротерки, как только заканчивали обработку овощей» - экономность; «Михаил Потапович так хорошо продумал свою работу, рассчитал необходимые материалы, затраты, что получил в два раза больше мебели за одно и то же время» - расчетливость);

•        игры-путешествия в прошлое предметов, в ходе которых детям раскрывают многообразие рукотворного мира, творческой деятельности человека, бережливого и экономного использования продуктов труда (происхождение лампочек, карандаша, бумаги, одежды, куклы и др.);

•        сюжетные игры производственной тематики, в ходе которых дети изготавливают реальный продукт, вступают в «экономические отношения», проявляют в элементарной форме бережливое отношение к продуктам труда, экономное расходование материалов, умение планировать свою работу, достигать положительного результата с наименьшими затратами сил, времени, средств («Бюро добрых услуг», «Прачечная», «Кондитерская», «Няня» и др.);

•        собственная деятельность детей – игра, труд, художественная деятельность, которые свидетельствуют о проявлении сформированных качеств в поведении детей («Подарок маме собственными руками», «Мамин помощник») и др.

    Кроме того, необходимо в семье организовывать:

    - беседы на тему: «Наше домашнее хозяйство», «Полезные привычки», «Бюджет нашей семьи», «Безотходная технология», «Как приходят вещи в дом?»;

     -      составление и отгадывание кроссвордов, ребусов, пословиц, поговорок нравственно-экономического характера;

     -      реклама «Мамины пироги», «Бабушкины носки» и др.;

     -      изготовление газеты: «Мамин помощник», «Что я экономлю, берегу дома».

     -      распределять обязанности детей в семье;

     -      приучать в семье экономить свет, воду; чинить старые вещи; контролировать время;

     -      привлекать детей к покупкам продуктов питания;

      -      вести учет израсходованных денег (деньги на личные расходы) и др.

      В заключении хотелось бы отметить, что процесс формирования нравственно-экономических качеств осуществляется в течение всей жизни ребенка. Это позволяет ему адаптироваться в обществе, достигать экономического благополучия, социального успеха на нравственно-экономических, ценностно – смысловых основах, заложенных  прежде всего в семье.

 

 Приложение 7

Картотека дидактических игр

«Кто что делает?»

Цель: Расширить представления детей о профессиях и трудовых действиях; воспитывать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир).  Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

 

«Назови профессии»

Цель: Формировать умение устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитывать  интерес к людям разных профессий.

Материал: Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.

Содержание: Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.

 

«Кто трудится, кто играет»

Цель: Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности.

Материал: Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Содержание: У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

 

«Какие бывают доходы?»

Цель: Уточнить представления детей об основных и дополнительных доходах; формировать умение самостоятельно определять виды доходов (основные и не основные).

Материал: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Содержание: Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

 

«Товарный поезд»

Цель: Формировать представления  детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Материал: Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.

Содержание: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.

Вариант: Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д.

 

«Маршруты товаров»

Цель: Формировать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)

Материал: Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. д.

Содержание: Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.

«Собери вместе»

Цель: Расширить представления детей о товарах; формировать умение группировать их по разным признакам.

Материал: Карта (панно) с изображением различных товаров.

Содержание: У каждого ребенка – карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные – несъедобные; игрушки – орудия труда; товары, обязательные для каждого – необязательные, и т. д.

 

«Угадай, где продаются»

Цель: Формировать умение детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; формировать умение обобщать группы предметов.

Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.

Содержание: Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

 

«Магазин игрушек»

Цель: Формировать умение детей осуществлять процесс купли-продажи; определять материал, из которого изготовлен товар, место производства, стоимость.

Материал: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Содержание: Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

 

«Что быстрее купят?»

Цель: Формировать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Материал: Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).

Содержание: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

 

«Что и когда лучше продавать?»

Цель: Формировать представления детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

Материал: Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.

Содержание: Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например:  панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. - в «летний» магазин.  Шубу, шапки, варежки – в «зимний».

 

«Домино»

Цель: Формировать представления о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.

Материал: Карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.

Содержание: Правила игры – общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки…..

Вариант: На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.

 

«Что дешевле»

Цель: Формировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

Материал: Карточки с изображением разных предметов, ценники.

Содержание: Сначала дети подбирают предметы товаров от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

 

«Назови монету»

Цель: Формировать представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.

Материал: Сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.

Содержание: Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют  динарами и т. д.

 

«Кому что подарим?»

Цель: Формировать умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.

Материал: Карточки-картинки  на которых изображены: машины, куклы, мяч, щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок, бантик и др.

Содержание: Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика Алеши и девочки Ирины. Предлагает рассмотреть карточки – картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения, выбрать понравившиеся и подарить Алеше и Ирине. Дети подбирают карточки и рассказывают, кому, что и зачем они дарят.

Вариант: Дети дарят подарки героям мультфильмов, сказок.

«Какое слово лишнее?»

Цель: Формировать умение определять «лишний» предмет, выделяя общий признак других.

Материал: Карточки с изображением четырех предметов, из которых один лишний.

Кофта, машина, кольцо, солнце.

Магазин, ларек, палатка (рыночная), жилой дом.

Цена, товар, деньги, ночь.

Содержание: Ребенку предлагаются четыре картинки с изображенными на них определенными предметами. Чтобы найти лишний предмет, ребенок объединяет три предмета по какому-либо признаку. Назвав лишний предмет, ребенок объясняет свой выбор.

 

«Наоборот»

Цель: Формировать умение самостоятельно находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.

Материал: Подбор слов (дорого – дешево, ленивый – трудолюбивый, экспорт – импорт, много – мало, покупатель – продавец и т. д.)

Содержание: Воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.

«Продолжи предложение»

Цель: Формировать умение составлять предложения в соответствии с предложенной картинкой или словом.

Материал: Картинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т. д.

Содержание: Взрослый сообщает условия игры. В каждом предложении «живут» слова: покупатель, продавец, деньги, покупка, цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым:

- Мне понравилась игрушка в магазине….

- Муха-цокотуха покупала на рынке самовар….