Паспорт проекта

Паспорт проекта

Название педагогического проекта "Организация проектной  деятельности  как способ формирования основ  экономической культуры детей дошкольного возраста»

Цель: создать условия для повышения уровня экономической культуры детей дошкольного возраста посредством  организации проектной деятельности.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу

формирования основ экономической культуры у детей дошкольного    возраста

2. Создать условия, способствующие формированию основ экономической культуры у дошкольников;

 3. Апробировать на практике современные подходы к организации

образовательного процесса, призванные обеспечить формирование основ

экономической культуры  у детей дошкольного возраста;

 4. Активизировать формы сотрудничества с родителями воспитанников

по формированию основ экономической культуры у дошкольников;

 5. Выявить и проанализировать эффективность работы по

формированию основ экономической культуры у детей  дошкольного возраста

 

Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы

Актуальность  темы обусловлена значимостью подготовки детей дошкольного возраста к  обучению в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентацией его в экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми  ступенями системы образования  – учреждения дошкольного образования и школой.

 В современном дошкольном образовании приоритетным является нравственное развитие личности ребенка, формирование у него самостоятельности, любознательности, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. По мнению ученых, именно в дошкольном детстве зарождаются основания для формирования продуктивных видов деятельности, произвольного поведения, создания образа «Я» ребенка и проектирования человеком своей жизнедеятельности: А. Маслоу говорит о «врожденной потребности к самоактуализации», Ш.А. Амоношвили – о «страсти к развитию», М. Монтессори – об «эмоциональном камертоне» и «строительстве самого себя».

В процессе проектирования жизнедеятельности особенно значимо экономическое воспитание подрастающего поколения, так как детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими иных представлений, профессиональных и личностных качеств, поскольку в современном обществе востребована личность, обладающая высоким уровнем экономической культуры, новым экономическим сознанием, экономическим мировоззрением. Ведущие отечественные и зарубежные психологи и педагоги утверждают, что дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования начал экономической культуры. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем современной дошкольной педагогики, поэтому в педагогической деятельности дошкольных образовательных учреждений экономическое воспитание должно занять достойное место.

Сроки  и этапы реализации проекта

1 этап – Проектно-диагностический. Срок исполнения сентябрь – декабрь 2017

На данном этапе были поставлены цель и задачи проекта, определена последовательность работы, проведены наблюдения, проведено диагностическое обследование детей с целью с целью определения  знаний, умений и представлений детей в области экономической культуры

Проведена  следующая работа:

- составление  и обсуждение с участниками  педагогического проекта поэтапного плана  действий работы;

- создание банка идей и предложений;

- изучение и  подбор методических изданий  и художественной литературы по теме проекта;

- Обеспечение участников  реализации педагогического проекта необходимыми научно-методическими, дидактическими и диагностическими материалами

-Проведение диагностического обследования с целью определения  знаний, умений и представлений детей в области экономической культуры, и так же выявление интеллектуальной готовности дошкольников к простейшей экономической деятельности.

2 этап - Деятельностный. Срок исполнения –  январь  2018 года,   декабрь 2019 года.

На данном этапе создана предметно-развивающая среда, реализованы основные виды деятельности по направлению проекта:

- создание уголка экономики в средней и старшей группе;

-  организованы и проведены    экскурсии в банк, магазин;

- организованы и проведены сюжетно ролевые игры «Супермаркет», «Больница», «Кафе», «Парикмахерская», «Банк» и т.д.;

- созданы  картотеки дидактических игр по экономическому воспитанию детей;

-использование  в специально-организованной и нерегламентированной деятельности  художественных сказок с  экономическим  содержанием;

- совместная деятельность детей  с родителями  по изготовлению товара к проведению праздников   «Запрашаем на кірмаш», «Каляда-Калядзіца”, “Жавароначкі, прыляціце!”.

Работа  проводилась в подгрупповой и групповой форме.

Для вовлечения родителей, были подготовлены консультации для родителей («Экономические отношения в семье», «Формирование основ экономической культуры детей дошкольного возраста», «Поговорим о насущном» и другие. Проведено родительское собрание  «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста».

Сотрудничество с   законными представителями воспитанников,  со специалистами  учреждения дало возможность значительно повысить качество знаний детей, повысить их интерес к получению новых знаний по экономическому развитию и применению их в повседневной жизни.

3 этап – Аналитический. Срок исполнения  -  январь-май 2020год.

На данном этапе будет проведён анализ результативности проделанной работы: диагностическое обследование воспитанников с целью определения содержания знаний, умений и способов практической деятельности в области экономической культуры.

На данном этапе можно сказать, что дети овладели элементарными представлениями об экономических отношениях

Умеют   привносить  в игру свой жизненный опыт социальных и экономических отношений.

Воспитанники   в нерегламентированной  деятельности  включают полученные знания в свои игры, делятся друг с другом своими новыми знаниями.

Законные представители воспитанников  принимают активное  участие в совместных мероприятиях по реализации проекта, вносят свои предложения, делятся опытом работы друг с другом. Укрепляется материально-техническая база учреждения.

Таким образом, в условиях целенаправленной деятельности по   формированию экономической культуры у детей дошкольного возраста,  данная работа приближает детей к реальной жизни, формирует  у них деловые качества, ответственность.

Анализируя проведенную работу можно сделать вывод, что поставленные задачи  выполняются.