Поликультурное воспитание

Развитие и актуализация поликультурной компетентности воспитанников учреждения дошкольного образования

animashki-linii-899

Процесс формирования личности, морального развития происходит на протяжении всей жизни. Детство - наиболее приемлемый период в овладении особыми элементами национальной культуры.

Основа национального и поликультурного воспитания — это любовь к своей малой и большой Родине, толерантность и ответственность, ценностное отношение к самому себе и окружающему миру. Воспитанники должны познавать «корни» своего народа через мудрость сказок, загадок, былин, сохранять и умножать традиции белорусского народа посредством участия в работе этнографических, краеведческих музеев, использования дат народного календаря (система праздников, традиций, обычаев и обрядов); национальной символики и геральдики, народных ремесел, народной педагогики. Закрепленные в национальной культуре нравственные установки, модели поведения определяют успешное развитие личности и народа в целом.

Задачи поликультурного образования и основные базовые задачи дошкольного образования должны решаться в комплексе: учреждение дошкольного образования и семья. К задачам поликультурного образования детей дошкольного возраста относится знакомство с традициями и обычаями других народов, развитие умений общаться, уважительного отношения и толерантности к другим культурам и др.

955182010

Нормативное правовое обеспечение поликультурного образования.

Международные акты:

Всеобщая декларация прав человека, Конвенция ООН по правам ребенка, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, декларация принципов международного культурного сотрудничества, Всеобщая Декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, Культурная конвенция Совета Европы, Хартия Совета Европы по воспитанию демократической гражданственности и образованию в области прав человека.

Ценности и нормативные правовые основы поликультурного образования определены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь об образовании, Законах Республики Беларусь «О гражданстве в Республике Беларусь», «О правах ребенка», «О национальных меньшинствах», «О языках в Республике Беларусь», «Об основах государственной молодежной политики в Республике Беларусь», в Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

anime-linii-982

Рекомендации для родителей

Для детей 2-3 лет:

- организовывайте со своими детьми прогулки, во время которых проводите беседы о красоте родного края;

- знакомьте своего ребёнка с животными нашего края ( можно понаблюдать за ними в живом уголке или в зоопарке, рассмотреть серии иллюстраций «Животные Беларуси», «Растения Беларуси», сопровождая этот процесс яркими примерами устного народного творчества;

- можно рассмотреть изделия народного промысла (изделия из соломки, глины) и поиграть на детских народных музыкальных инструментах (свистулька, трещотка, дудочка);

- читайте стихотворения, загадки, как на русском, так и на белорусском языках;

- необходимо использовать устное народное творчество (сказки, загадки, колыбельные, потешки, песенки, игры), так как для каждого детского возраста народ создал свои художественные жанры;

- применяйте игры-потешки для укрепления кистей рук и ног. Наиболее известные потешки: «Сарока, варона…”, “Кую, кую ножку…”, “Ідзе каза рагатая,,” и т.д.

Детей 4-5 лет обязательно познакомьте с символикой Беларуси (герб, флаг), послушайте и спойте вместе с ними Державный гимн Республики Беларусь.

Воспитать любовь к родному городу помогут:

- прогулки, игры, во время которых рассказ папы или мамы сопровождается яркой наглядностью (фото, рисунками, илюстрациями из книг;

- можно вместе со своими детьми подобрать материал для газеты, плаката, колажа “Мой выходной в парке Логойска”, “ Я люблю свой город”, “Я – Логойчанин”;

- от вас дети могут узнать, что живут в Беларуси – стране озёр, рек и лесов, что нашу Родину зовут “сiнявокай”. Самый большой город Беларуси - Mинск - является её столицей. В Беларуси живут белорусы. Они разговаривают на бе­ларуском и русском языках. В Беларуси много заводов, фабрик; где производят грузовые машины, автобусы, тракторы, комбайны, телевизоры, холодильники, одежду, обувь, продукты питания.

- очень важно познакомить вашего ребёнка с историей Беларуси, народными обычаями, праздниками, народным музыкальным творчеством.

Для детей 5-6 лет:

- необходимо углубить знания о природе, т.е. знакомство: с самыми большими реками, озёрами, лесами, с животными, птицами, деревьями, которые являются символами нашей страны (зубр, бусел, кветка лёну, пралеска, валошка);

- продолжаем знакомство с историей родного города (парк и усадьба братьев Тишкевичей), столицы Беларуси ( Троецкое предместье, костёл святых Симона и Алёны, площадь Независимости, памятники, театры. Заводы. Музеи);

- пойте вместе с детьми белорусские народныее песни, посещайте концерты с участием белорусских музыкальных коллективов.

- играйте вместе с ними в белорусские народные игры, читайте им литературу на белорусском языке, учите с ними стихотворения белорусских авторов;

- знакомьте детей с известными именами Беларуси: Франциск Скорина, Ефрасиния Полоцкая, Якуб Колас, Янка Купала, П. Климук, У. Ковалёнок и т.д.

- расскажите про подвиг белорусского народа в Великой Отечественной войне (Минск – город герой, Брестская крепость, легендарная “катюша”, Хатынь);

- проведите беседы: «Адкуль наш род?», «Як раней жылi нашы пpoдкi?», “Чым займалiся пpoдкi?», «Старажытныя гарады Беларусi» (Полацк, Го­мель, Магiлёў, Тураў, Заслаўль, Вiцебск), «Як пpoдкi адпачывалi?»;

- можно рассмотреть или самим составить фотоальбомы, мультимедийные призентации, видеофильмы (на основании коллекции фотоснимков из совместных прогулок и экскурсий).

Только при совсместном сотрудничестве с вами, уважаемые родители, мы сможем расширить знания детей о нашей Родине, о белорусском народном творчестве, так как именно в семье формируются обычаи, жизненные принципы. Уpoки жизни, которые даёт семья, обладают большой воспитательной силой, потому что эти уроки дают самые близкие детям люди – отец и мать. Поэтому результат образовательной работы по формир.ованию национального и поликультурного воспитания наших детей будет более эфективным, еслит она будет проходить в совместной деятельности учреждения дошкольного образования и семьи.