Профилактика дисграфии у детей с ОНР

                                                 Консультация для воспитателей


 «Профилактика дисграфии у детей с ОНР. Лучше предупредить, чем исправлять»
 
Уважаемые воспитатели, хотелось сегодня осветить важную тему – дисграфия.
         В процессе овладения письменной речью, у ребёнка могут возникнуть трудности. Такие как: оптическая, фонематическая дисграфии.
Самой распространенной дисграфической ошибкой детей, является оптическая (зеркальное написание букв и смешение близких по графическому начертанию букв), таких как И-У, О-А,Б-Д,П-Т,Ш- Щ-Ц и фонематическая (пропуски гласных и согласных, замена букв, близких по артикуляции) в сильных позициях.
   Профилактическая работа по оптической дисграфии . Существует множество упражнений по преодолению этого недуга. С некоторыми из них я хотела бы поделиться:     
 Для предупреждения ошибок оптического характера я использую задания на закрепление графических образов букв:
-нахождение букв среди ряда других;
 -в данном тексте найдите и зачеркните все буквы А;
-сравнение букв написанных разными шрифтами (Печатные, рукописные, различные стили);
-название букв подчеркнутых дополнительными линиями;
-определение буквы, данной в неправильном положении;
-написание контурных изображения букв, дописывание элементов до полной образа буквы;
-узнавание правильно и неправильно начертанных букв;
-конструирование букв из различных подручных средств
-реконструирование букв путем добавления, уменьшение количества элементов.
                                              
1465660149_1752

                                                           Фонематическая дисграфия
        Фонематическая дисграфия предлагает анализ предложений на слова, синтез слов предложения.
        Для устранения фонематической дисграфии на коррекционных занятиях работу выстраиваю в той же последовательности, что и на уроках обучения грамоте(от устной речи к тексту, предложению и т.д.). Поэтому я рекомендую вам использовать на разных этапах работы следующие задания:
        1 Этап. На этапе работы над текстом следующие задания:
 -определить границы предложений в тексте
-определить количество предложений в тексте
        2 Этап. На этапе работы над предложением используется следующие задания:
-придумать предложения с определенным количествам условий
-распределение предложения и определения количества слов
-составить предложения из слов, данных в беспорядке.
-составление схемы предложений
-составление предложений по схеме.
        Все задания направлены на анализ предложений на слова. Слово- самостоятельная единица речи.
         3 Этап. На этапе работы над словом используются задания на:
-определение количества слогов
-последовательность слогов
-составление слов из слогов
-определение пропущенного слога в названии картинки
-определение слова, произнесенного по слогам.
        4 этап. На этапе работы со звуком используются следующие задания: -определение позиции определенного звука (в начале, конце)
-определения количества звуков в слове
-нахождение заданного звука на фоне слова.
 Существуют ещё и настольно- печатные игры, которые решают сразу несколько задач:
-  «Маленькие слова» -  эта игра помогает детям научиться понимать пространственное значение предлогов, сформировать представление о предлоге как об отдельном слове, научиться составлять предложения по картинке, а потом без неё, способствует развитию связной речи.
- «Маруся» - это многофункциональное пособие  способствует развитию у детей лексико-грамматических навыков по темам САД, ОГОРОД, ОВОЩИ, ФРУКТЫ. Помогает формировать навыки словообразования:  образование им. существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами; притяжательных прилагательных (Машино ведро); образование относительных прилагательных (сок из яблок – яблочный); образование приставочных глаголов (сажает – пересаживает); образование глаголов совершенного вида (копает- выкопала). Совершенствует навыки словоизменения: употребление им. существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; употребление существительных в родительном падеже множественного числа; согласования прилагательных с существительными в роде и числе. Развивать связную речь, укреплять мелкую моторику.

                                                                   sm
 Все эти упражнения можно использовать для занятий в домашних условия для предупреждения появления у ваших детей дисграфических ошибок. Таким образом, систематически проводимая работа по профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи, позволяет надеяться, что дети,  выпущенные из детского сада не будут испытывать серьёзных трудностей  в овладении школьной программой и отставать от сверстников имеющих нормальное речевое развития.

Подготовила
Учитель-дефектолог
Кириенко Елизавета Игоревна