Развиваем речь

                              Консультация для воспитателей старшей и средней группы 
                                                             
«Развиваем речь»


                         793ee3f509d416cb3cb8e6064ca84009  


         Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Я предлагаю несколько игр, в которые можно поиграть с ребенком.

                                                                               b377325a0c2d19edbd909cbb7ca127bd


  Игры для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. 
 «Выполняй задания». 
Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа). Для правильного их выполнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем слухового внимания. 
Прикрой ладонями глаза. 
Прикрой ладонями уши. 
Подними правое плечо. 
Подними левую руку. 
Согни левую ногу. 
Правой рукой коснись правого плеча. 
Правую ногу подними и отведи в сторону. 
Правую ногу в сторону, правую руку к плечу 
Указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо. 

                                           1ctxdqrjnihszy80
«Послушай – нарисуй»
Взрослый кладет перед ребенком несколько листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушивания ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги) : 
Нарисуй вверху елочку, а внизу домик. Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 кубика — Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка. 
— Нарисуй справа 2 синие палочки, а слева 4 зеленых шарика. — Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный. 
— Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых. 
— В левом верхнем углу нарисуй 3 машинки, а в правом нижнем углу 4 человечков. 

«СЛУШАЙ – ВЫПОЛНЯЙ» 
Ребенок после однократного прослушивания выполняет задания взрослого. 
Подойди к двери и открой ее. 
— Расстегни вторую снизу пуговицу на рубашке. 
— Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман. 
— 2 желтые конфеты отдай бабушке, а 3 зеленые конфеты положи на красное блюдце. 
— Возьми с полки робота с зеленой головой и поставь между грузовиком и гаражом. 

                                                                 1465660149_1752

 «Тихо-громко»
Ребенок выполняет названные взрослым задания только тогда, когда они будут сказаны тихим голосом. 
Взрослый произносит одно и то же задание то громко, то тихо. 
Покружись. 
Повернись ко мне спиной. 
Присядь три раза. 
Поставь руки перед грудью. 
Хлопни в ладоши 4 раза. 
Топни правой ногой 2 раза. 

«Бывает - не бывает» 
Если действия или явления, названные взрослым, могут происходить в реальной жизни «бывает», ребенок приседает, если не могут происходить «не бывает», ребенок стоит на месте. 
— Корова летает. 
— Лошадь выступает в цирке.  
— Рыба бежит к реке. 
— Лягушка громко разговаривает. 
— Курица дает молоко. 
— Петух кукарекает. 
— Муравей тащит бревно. 
— Слон залез в нору. 
— Лошадь спит в берлоге. 
— Воробей чирикает. 
— Кукушка ловит кошку. 
—Мама моложе дочки. 


 «МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ»
Ребенок внимательно слушает название объекта. 
Если взрослый называет маленький объект, ребенок соединяет ладошки вместе. 
Если названный объект большой, ребенок разводит руки в стороны. 
Компьютер 
Кухня 
Мел 
Ластик 
Иголка 
Слон 
Бегемот 
Булавка 
Комната 
Капля 

                                                                                 982465816
«СЪДОБНЫЙ - НЕСЪЕДОБНЫЙ» 
Ребенок внимательно слушает название объекта. 
Если взрослый называет то, что можно есть, ребенок подносит обе руки ко рту. 
Если названный объект несъедобен, ребенок низко наклоняет голову вперед, а руки прячет за спину. 
Абрикос 
 Кокос 
Ананас 
Контрабас 
Креветки 
Ветки 
Салат 
Халат 
Супчик 
Чубчик 
Мороженое 
Пирожное 


 «ЗВУК ЗАБЛУДИЛСЯ»
Взрослый читает весёлые стихи, намеренно ошибаясь в словах. 
Ребёнок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов. 
Жучка будку (булку) не доела; Неохота, надоело. 
Ехал дядя без жилета (билета) Заплатил он штраф за это. 
Тает снег, течёт ручей. 
На ветвях полно врачей (грачей) . 4. Мама с бочками (дочками) пошла По дороге вдоль села. 
5. На поляне весной 
Вырос зуб (дуб) молодой. 

 


 Разработал  учитель-дефектолог                     Е.И.Кириенко